Онлайн курс «Эффективное чтение». Принципы эффективного чтения — секреты продвинутого читателя Как читать эффективнее

    «Я выиграла курс “Эффективное чтение” это чудесный курс он поломал все мои стереотипы на счет чтения, я стала очень много читать, за месяц я прочитала семь книг. Я раньше за пару месяцев книги три максиму могла прочитать, а тут семь. Скорость моего чтения выросла про себя со 150 слов в минуту до 800. Вслух выросла тоже со 150 до 400. Я стала красивее говорить, перестала заговариваться также раньше я просто ненавидела скороговорки не получались они у меня. Но тут я так натренировалась, что могу взять любую скороговорку и с легкостью быстро её прочитать. Благодарю Николая Ягодкина и команду Advance за прекрасные курсы! Вы изменили очень круто мою жизнь, и она продолжает меняться с каждым днём.»

    «Скорость увеличилась существенно, и это только начало! А ведь у меня как раз в этом году начинается универская жизнь, потому как нельзя кстати и актуально:))) Всем советую! Ещё раз спасибо, обязательно приду на другие курсы, огромнейшее количество полезной информации, ещё и структурированной для лёгкого восприятия, что самое главное!»

    «Мы продолжаем использовать упражнения и методы, приобретенные в этом курсе. Наши дочки начинают домашние уроки (они на домашнем обучении) со скороговорок, столбцов, таблиц Шульте»

    «Хочу сказать спасибо за пройденный курс «Эффективное чтение» команде Advance и талантливому преподавателю Ольге Мамонтовой. Курс очень понравился, особенно стоить отметить качественное изложение материала и поддержку мотивации на протяжении занятий. Было приятно работать - планирую и дальше заниматься по предоставленным техникам.
    s Скорость чтения увеличилась в 2 раза! Спасибо!»

    «Много методик, интенсивная и качественная подача материала в форме легкого непринужденного общения. Безусловно, такой подход располагает к участию и мотивирует. Техники освещаются последовательно, довольно подробно. При условии выполнения домашнего задания и работы на уроках можно создать себе хороший вектор ускорения и далее самостоятельно двигаться.»

    «Тренинг стал для меня очень полезен, даже неожиданно для себя получил мотивацию на учебу в 1 части. И ещё, учебная литература воспринимается гораздо лучше при выполнении всех условий) после окончания улучшил скорость в 3 раза, больше в сторону понимания и запоминания, обязательно буду улучшать свои навыки.»

    «Недавно два члена нашей семьи прошли тренинг по скорочтению, который вела Оля Комарова. Оля - большой профессионал своего дела, очень внимательная, отзывчивая и приятная в общении девушка. Уроки проходили легко и весело несмотря на то, что объем материала был огромным. Оля с любовью и пониманием относилась ко всем ученикам. В итоге, по окончании тренинга наши результаты по технике чтения увеличились вдвое. Хочется отметить, что знания, полученные в процессе обучения, можно применять не только в чтении.»

    «Курс действительно достоин названия "Эффективное чтение" плюс огромный, что техник больше пяти и в сумме они дают потрясающие результаты (это при условии, если ты не ленивая коала и занимаешься дома). Интересная подача материала, приятная и добрая атмосфера, главное чай в перерывах... В группе себя одинаково чувствуют и школьники, и студенты и уже заядлые работяги / Каждое занятие помимо техник дают много интересного по развитию внимания, памяти.»

    «Спасибо Ольге Комаровой, методистам, организаторам, всей команде за курс «Эффективное чтение». Тренировки, подробное объяснение непонятного, юмор ведущей, подача материала, наглядность, смена техник и методик, д/з, поддержка через общение в группе и совместная работа участников – всё это привело к положительным результатам.»

    «Очень понравился курс. Был удивлен насколько быстро можно читать, причем с пониманием, намного большим, чем при обычном чтении. Скорость чтения, умноженная на коэффициент понимания увеличилась в 8 раз, что считаю очень крутым результатом.
    Плюс дали алгоритм как прокачать этот навык дальше при чтении, а не на упражнениях, это огромный плюс.»

Копирайтер пишет на заказ. Темы попадаются разные и это — неотъемлемая особенность профессии.

Специализация в одной или нескольких областях радикально повышает производительность копирайтерского труда. Только представьте, вам назвали тему статьи, а вы сразу же предлагаете несколько вариантов её написания. Вы не тратите время на составление плана — он уже есть в голове. На поиск материала времени уходит в разы меньше, нужно лишь уточнить некоторые детали.

Чтобы разобраться в предмете на высоком уровне, нужно проработать гору литературы. Это большая, но вполне решаемая задача, если владеешь приёмами эффективного чтения.

Что такое эффективное чтение

На этом месте рассказа у аудитории обычно возникает путаница: эффективное чтение смешивают с быстрым чтением. Но это разные вещи.

Эффективное чтение — это система техник и приёмов, которую используют для полного и глубокого изучения по книгам любой темы. Скорочтение — это умение читать быстро.

Эффективное чтение направлено на качество, на получение прочных знаний об изучаемом предмете. Скорочтение нацелено на количество — прочесть больше за меньшее время.

Предыстория. Я учился на четвёртом курсе, когда на дверях факультета появилась афиша: «Курсы эффективного чтения». Среди прочего авторы обещали увеличить полноту усвоения информации до 95%. Именно это меня заинтересовало, соблазнило и я пошёл.

Обучение продолжалось один семестр, стоило это удовольствие 25 рублей. Для сравнения: поездка на метро стоила тогда 5 копеек, буханка чёрного хлеба — 20 копеек, а моя повышенная стипендия составляла 50 рублей.

Особенностям эффективного чтения была посвящена вся первая лекция. Главное, что отличает эффективного чтеца от обычного, вот в чём: эффективный чтец всегда осознаёт цель чтения и в зависимости от неё использует разные приёмы работы с текстом.

Подготовка к экзамену и чтение детектива на отдыхе — это разные цели. Очевидно, детектив и учебник читаются по-разному. Как цели определяют способ читать яснее всего видно на примерах.

Быстрое ознакомление с темой

Цель — составить общее представление о новом предмете, ознакомиться с терминологией, понять общую логику. Для этого нужно быстро, но поверхностно просмотреть несколько книг (источников), уловить контекст, соотнести новую информацию с уже известной.

Оцениваем косвенную информацию: в каком издательстве вышла книга, год издания, объём, аннотации, информация об авторах и пр. Опытному читателю эти мелочи помогают увидеть контекст.

  • Просматриваем оглавление. Из него видно, о чём говорится в книге, насколько подробно рассмотрены те или иные вопросы.

  • Быстро просматриваем введение, начало глав и разделов, послесловие (заключение).

  • Бегло просматриваем библиографию.

  • Год издания говорит об актуальности информации, что особенно важно, если информация по теме быстро обновляется. Если книга переиздавалась, это говорит о её ценности. Если автор представлен как авторитет в своей области, это тоже плюс. Большой тираж — книга популярная, маленький — издание для специалистов. Название издательства тоже даёт крупинку информации. Например, «МИФ» — литература для саморазвития, «Наука» — научная, «Эксмо» — художественная, «Просвещение» — учебные и методические издания для школы и т.п.


    При ознакомительном чтении важно уловить главные мысли и логику изложения, подробности можно и нужно опустить. Иногда результатом этого этапа будет решение книгу не читать.

    Доскональное изучение предмета

    Типичная ситуация такого рода — подготовка к экзамену. Текст прорабатывается несколько раз, на каждом проходе используются разные приёмы (см. ниже), в результате чего полнота усвоения — запоминания и понимания — информации достигает тех самых 95%.

    Чтение для развлечения

    Такое чтение развлекает и доставляет удовольствие. Так читают художественную литературу. Спешка здесь совершенно ни к чему. Чтец смакует особенно понравившиеся фразы, а неинтересные или неудачные абзацы пропускает или прочитывает очень поверхностно.

    Быстрое чтение: обзор некоторых приёмов

    Идея скорочтения проста, как плавленный сырок: читай скоро. Быстро читаешь — можешь прочесть больше за то же или меньшее время — много прочёл — молодец. Вот некоторые приёмы, которые обещают увеличить скорость чтения.

    Борьба с регрессиями

    Проследите, как вы читаете. Периодически вы возвращаетесь назад и перечитываете уже прочитанные кусочки текста. Это называется регрессией и сильно замедляет чтение. Вывод: регрессии для быстроты вредны и с ними надо бороться. Например, волевым усилием не позволять себе возвращаться к прочитанному. Потренируйтесь — и у вас получится. Но!

    Беда в том, что регрессии нужны мозгу для усвоения информации. Устраняем регрессии — ухудшаем понимание и усвоение текста. Поэтому бороться с регрессиями, как этого требуют некоторые методики скорочтения не только не нужно, но даже вредно для понимания текста. Читать быстро вы будете, вот только в голове из прочитанного задержится мало.

    Остановка внутреннего проговаривания

    Ещё одна привычка, мешающая мчаться вперёд, — внутреннее проговаривание читаемого. Говорить быстро трудно, а значит, проговаривание нас тормозит, и с ним тоже нужно бороться.


    Один из приёмов — во время чтения держите в зубах карандаш. Он мешает внутреннему спикеру, и скорость чтения увеличивается.

    Жаль, но это тоже глупость. Проговаривание необходимо мозгу так же, как и регрессии. Напротив, чтобы трудные места текста понимались и запоминались лучше, читать их нужно вслух и громко.

    Расширение поля зрения

    Взгляд не скользит по тексту буква за буквой, он воспринимает строки порциями, обычно словами. У малоопытного чтеца строка разбивается на 5-6 мелких фрагментов.

    Квалифицированный чтец воспринимает ту же строку крупными кусками (группами слов) и у него взгляд останавливается при чтении одной строки всего 2 или 3 раза. Такое чтение действительно быстрее.

    Для него нужно развивать интуицию. По нескольким фрагментам и даже буквам слова мозг быстро достраивает его до целого. В большей или меньшей степени интуиция работает у всех. Именно она помогает нам верно понимать смысл слов, даже когда они написаны с ошибками и очепятками или сокращены до нескольких букв.

    Разведение глазных осей

    Оба глаза смотрят в одно место. «Какая непродуктивность!» — заявляют особо рьяные поборники скорости.

    Специальными упражнениями следует развести глазные оси: левый глаз пусть смотрит на левую страницу, правый — на правую. Очевидно, что скорость чтения возрастёт вдвое.

    Всерьёз обсуждать эту технику трудно. Неврологи и физиологи приведут 100500 аргументов против такого издевательства над собой. Вдобавок внимание не способно раздваиваться, поэтому понимание текста при таком чтении упадёт до нуля. Но она ярко иллюстрирует цели и средства некоторых особо оригинальных тренеров скорочтения: скорость любой ценой, скорость и есть цель.

    Приёмы эффективного чтеца

    Эффективное чтение — это не чтение в узком смысле. Это система работы с книгами, с текстовой информацией.


    Текст мало прочесть, его нужно понять и усвоить содержащуюся в нём информацию. Для работы над ним используются специальные приёмы. Замечательно, что все они нам известны ещё со школы:

    постановка вопросов к тексту,

  • тезирование,

  • пересказ,

  • конспектирование,

  • реферирование.

  • Постановка вопросов к тексту

    Это первый проход по тексту. Его цель — выяснить, о чём или о ком говорится в тексте. С точки зрения логики, на этом этапе мы определяем субъекты.

    Тезирование

    Затем мы формулируем тезисы: что говорится о тех субъектах, которые мы нашли на предыдущем этапе.

    Эти два приёма помогают проанализировать текст: выделить ключевые слова и формулировки, уточнить понимание терминов.

    Рассмотрим для примера сказку о Колобке. О чём/о ком в ней говорится: о неопытном молодом человеке, который не знает жизни, но слишком высокого мнения о своих способностях. Что говорится в сказке: невнимание к деталям, головокружение от первых успехов и неверная оценка своих сил ведут к фатальным последствиям.

    Пересказ

    Да-да, всем известный по школе пересказ — это эффективный приём работы с текстом. Прочесть, понять, пересказать.

    Здесь работает специфическое свойство мышления: если мы что-то не понимаем, мы не можем выразить это словами. И наоборот: понимание приходит вместе со словами. Помните шутку: «Сто раз объяснил, уже даже сам понял»? Она как раз об этом.

    Конспектирование

    Выжимка, краткое изложение информации, которую мы нашли в тексте. Здесь нам помогают результаты, полученные на предыдущих этапах. Мы высушиваем текст: отбрасываем лирику, повторы, сравнения и т.д. Оставляем голые факты и минимально необходимые пояснения.


    Ещё один очень важный момент: для наилучшего запоминания конспектировать нужно ручкой на бумаге. Работающие мышцы кистей рук задействуют обширные области головного мозга. Это создаёт между нейронами множество дополнительных связей и способствует прочному запоминанию информации.

    Реферирование

    На основе нескольких проработанных источников пишется реферат: в нём вся найденная информация по изучаемому вопросу сводится воедино.

    Это сложная работа. При составлении конспекта мы просто сокращаем текст: выбрасываем пояснения, повторы, устаревшую или неактуальную информацию. В реферате мы сводим вместе мысли и формулировки разных авторов, добавляем определения из словарей и т.п. Одним словом, реферат — это синтез.

    Во время такой многоплановой работы над текстом он перечитывается много раз в различном темпе и с разными акцентами. Поневоле он впечатается в память.

    Это глобальное правило — гораздо продуктивнее три раза бегло прочесть текст «по диагонали», чем один раз не спеша, тщательно, вникая в каждое слово.

    Ещё несколько важных нюансов

    Дружите со словарями. Каждое слово должно быть понятно. Значение нового или незнакомого термина необходимо немедленно выяснять. Словари и энциклопедии должны быть на расстоянии вытянутой руки.


    Зачем читать когда можно слушать?

    Да, я сам сторонник такого мнения. И по этому смотрю на этот вопрос точно таким же взглядом, как и большинство. Но при этом я имею собственный подход, который ставит меня между людьми, которые любят читать книги в печатном виде по старинке или загрузив понравившуюся аудио книжку с какого-нибудь сервиса, скидывают её себе на электронные носители и слушают их: в маршрутках, в поездах, на прогулках и т.д. Перед тем, как я опишу Вам свой срединный путь, я хочу коснуться самой ценности чтения книг.

    Зачем нам читать книги?

    Ещё со школы нам твердили, что чтение-это важно и нужно. И даже, если это действовало на нас, от этого мы не стали читать чаще и больше. Все дело в подаче. В современном образовании в головах учеников и студентов чтение книг скорее принуждение чем нужда. Прочитайте и перескажите, прочитайте и выучите, а ещё обязательно напишите сочинение на тему героя книги или тезиса.

    В чтении книг все завязано не на запоминании и пересказе содержания, а на понимании. А вот понять книгу это совсем не значит её запомнить. Чтобы понять книгу нужно соотнести себя с ней, сопоставить её со своим эмоциональным опытом. Транслируя суть книги и происходящие в ней события на свою жизнь и картину мира, мы можем более ясно видеть, то что пытался донести нам её автор. В наш 21 век нам доступны все творения великих умов планеты. Достаточно лишь отрыть их книги для себя.

    Разные книги — разные способы чтения

    Для чтения разной литературы существуют свои собственные правила чтения. Кратно их можно разделить на следующие категории.

    Практические книги — помогают Вам понять суть явлений и показывают, как можно решить ту или иную задачу рассматриваемую в книге. Технические, медицинские, бизнес книги — это все практическая литература. Чтобы эффективнее читать подобный тип книг, Вы должны держать в голове следующие вопросы:

    1. Какие цели преследует автор в данной книге?
    2. Какие методы решения он Вам предлагает?

    Художественная литература — основная её задача это приблизить читателя к прекрасному, позволить ему пережить события книги и почувствовать себя одним из её героев. Большинство изучаемых в школьное время книг именно такого типа. Для эффективного изучения подобных книг совсем не нужно искать в них ни основную мысль, ни терминов, ни аргументов и уж совсем не старайтесь осмыслить сюжет таких книг с логической точки зрения. Самое ценное в таких книгах- это их эстетические качества и красота.

    Научная литература -рассказывают читателю о различных явлениях и событиях окружающих его в повседневной жизни. В них более детально разбирается какая-либо тема выбранная автором. Цель этих книг заключается в объяснении читателю сложных вещей на примере простых повседневных явлений. Чтобы с легкостью читать подобную литературу, Вы должны быть готовы к обращению к различным дополнительным источникам информации для улучшения понимания раскрываемой темы. Читая подобные книги, старайтесь активировать свою исследовательскую жилку и искать описываемые явления в окружающем вас мире.

    Каковы основные правила при чтении книг?

    Чтобы лучше понимать выбранное Вами произведение, необходимо при чтении помнить о следующих правилах эффективного чтения.

    1. Анализируйте, то что читаете. Старайтесь определить основную идею книги. Для более глубокого понимания нужно держать структуру книги в голове и уметь связать отдельные её части между собой.
    2. Интерпретируйте написанное автором. Старайтесь понять смысл ключевых слов и найти общий язык с автором. Закончив прочтение главы или всей книги проследите, удалось ли автору ответить на заявленные вопросы или проблемы.
    3. Прочитайте, потом критикуйте. Окончательно поняв суть произведения можно приступать к его критической оценке. Критика позволяет Вам выработать свой путь понимания произведения и формирование собственных суждений. Конструктивная критика позволяет более лучше осознать произведение найдя его сильные и слабые стороны.

    От цифры к бумаге

    Когда я слышу о каком-либо произведении, я в первую очередь начинаю с изучения его типа и темы, которая раскрывается в нем.

    Если же мне близка эта тема или интересен автор, то я в первую очередь ищу краткое содержание данного произведение, которое позволило бы мне аналитически взглянуть на произведение и быстро вникнуть в его идею.

    В последнее время существует огромное количество сервисов предоставляющих выжимки различных книг в виде аудио или электронных книг. Мне довелось активно работать с сервисом smartreading .

    Если после знакомства и основными идеями книги она меня заинтересует, то я буду искать её полный вариант (приоритетно в аудио формате).

    Ну и если мне очень сильно близки мысли и суждения автора и я полностью интерпретировал его идеи по отношению к себе, я обязательно возьму себе вариант его книги в печатном виде.

    Таким образом, я получаю некий цикл знакомства с книгами который позволяет мне эффективнее выбирать именно те книги, с которыми я хочу познакомиться.

    Итог

    В итоге можно сказать, что придерживаясь данных правил при чтении книг, Вы сможете более эффективно читать книги, извлекая большую пользу для себя и своего личного развития.

    А какой способ повышает вашу эффективность? Делитесь вариантами в комментариях.

    Ответ на этот вопрос прост. Если вы не гениальный ученый и не гениальный писатель, то эта статья для вас.

    Развитие сети Интернет приучило нас обрабатывать быстро и поверхностно большие объемы информации. Зачастую мы «скользим» взглядом по тексту, выхватывая лишь основные идеи, считая, что постигаем истину. Потом приходится удивляться, что через некоторое время книга воспринимается как совершенно новый текст.

    Читайте книгу несколько раз

    Это не обязательно означает, что вы будете читать книгу от корки до корки три раза. Можно прочитать книгу один раз, но применить одновременно все три способа чтения, о которых речь пойдет ниже. Но это требует большого опыта и тщательной работы. Поэтому сначала следует разделять способы чтения и применять их отдельно при трех чтениях книги. Самое важное здесь – выбрать книги, которые действительно достойны такой работы с вашей стороны.

    Применяйте различные способы чтения книг

    Первый способ называется структурным (аналитическим). Этот способ предполагает движение читателя от целого к частному и состоит из нескольких этапов:

    • поиск главных слов в книге, их интерпретация в разных контекстах;
    • поиск самых важных предложений в тексте и их интерпретация;
    • выделить главные абзацы в книге, интерпретировать;
    • определение задач, которые автор решил и которые решить не получилось.

    Второй способ носит название интерпретационный (синтетический). Этот способ (от частного к целому) предполагает выполнение следующих пунктов:

    • определить жанр книги, предмет о котором она повествует;
    • в чем заключен основной смысл книги;
    • разделить книгу на смысловые, а затем на структурные части;
    • основные проблемы, которые затрагивает автор. Получилось ли у него их решить?

    И последний, третий способ – это критический способ (оценочный). Рецензирование книги, формирование критического мнения не будет вызывать затруднений, если качественно и глубоко проработаны первые два способа чтения. Иными словами, книгу сначала нужно действительно понять, а уж потом критиковать. Обычно критика предполагает ответы на следующие вопросы.

    • По каким вопросам автор недостаточно компетентен?
    • Где автор ошибается?
    • Возможно, в каких-то вопросах, автор не выдерживает верной логики?
    • Есть ли незавершенные, недостаточно полные высказывания, выводы, доказательства?

    Читайте несколько книг по одной тематике

    Например, вы изучаете жизнь какой-то страны. Наиболее полную картину вам даст только чтение нескольких книг по данной теме, так как не исключается необъективность автора, а также недостаточная осведомленность. Следует учитывать, что одна книга может оказать большое влияние на другую. Поэтому книги рекомендуется читать в хронологическом порядке и учитывать их взаимосвязи.

    Возможно, выполнение этих пунктов покажется вам нереальным. Но ответьте на следующие вопросы. Какой человек будет вам наиболее интересен в беседе? Какой человек сможет добиться успеха? Поверхностный, который может судить о вещах, слегка окинув их взглядом, и весь вывод его будет состоять из двух предложений, которые не содержат никакого анализа? Или человек глубокий, способный на разносторонний анализ, понимающий взаимосвязи различных явлений, не торопящийся сделать вывод по первому впечатлению, стремящийся хорошо разобраться в вопросе и затем принимать решения? Какой тип из двух вышеперечисленных вы воспитываете в себе своим способом чтения?

    Любая деятельность, какой бы вы не занимались, требует . И этому процессу вы сможете научиться, читая книги по методике, приведенной в статье. Привычка к серьезной и глубокой проработке различных вопросов поможет построить прочный фундамент для успешного жизненного пути.

    Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

    Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

    1. Конспектирование

    Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

    Принципы составления конспекта

    1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

    2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

    3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

    4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

    5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.

    2. Составление аннотации

    Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

    Структура аннотации:

    2. Тема статьи (книги).

    Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

    3. Проблематика.

    Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

    В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

    – " – дается анализ (характеристика, описание); -" – приводятся результаты;

    – " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

    – " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

    4. Адресат.

    предназначена для специалистов в области …;

    Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

    Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

    ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

    Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

    Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

    Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

    3. Составление реферата

    Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

    Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

    Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

    Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

    Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

    Структура монографического реферата

    2. Тема статьи (книги).

    Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

    Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

    3. Композиция.

    Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

    Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

    – " – включает в себя …;

    – " – содержит … и т. п.

    4. Основное содержание.

    Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

    Во введении указывается, что…;

    – " – отмечается, что …;

    Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

    В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

    5. Наличие иллюстративного материала.

    Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

    6. Адресат.

    Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

    Статья предназначена для специалистов в области …;

    – " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

    Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

    Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

    В качестве примера приведем реферат статьи.

    ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)

    Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. № 8.

    Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

    В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

    Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!