Онлайн курс «Эффективное чтение». Эффективное чтение Секрет быстрого и продуктивного чтения

Начните с образов, прямо обрисованных в тексте, чтобы потом перейти к передаваемым ими идеям и смыслу - от формы к содержанию. Вообразите, что ваш мозг - это кинокамера, снимающая все в виде зримых образов. Текст книги становится как бы сценарием с описанием декораций, с персонажами, развертыванием интриги, планом действия и последовательной сменой сцен.

1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они у вас вызывают. Эти конкретные образы будут живыми иллюстрациями представлямых ими идей.

2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и на их сцепление. Зримо воспроизводите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.

3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый из них несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно сформулировать ее одной фразой (часто основную идею выражает название отрывка). Исследуйте переходы от одних идей к другим.

4. Прокомментируйте возникающие при чтении образы и воплощенные в них идеи. Такие образы отражают стиль автора и его личную ментальность. Подумайте о том, насколько автор оригинален, сформулируйте свое собственное мнение о сюжете произведения и манере письма. (Таким образом вы «запишите» текст одновременно в эмоциональный и интеллектуальный регистры памяти, что наиболе эффективно.)

Эффективное чтение

Это очень простой метод, который поможет вам улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и т.д.

Чтобы чтение ваше было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто делает Что, Когда, Почему, Где и Как? К этому методу прибегают на курсах журналистики в США для большей уверенности в том, что из поля зрения учащихся не ускользнет ни один аспект какого-либо события. Вы можете использовать его при всестороннем рассмотрении любых бесед, радиопередач, сообщений или публичных выступлений. Этот метод идеально подходит для чтения газетных статей.

Прочитав текст, держите в уме шесть вопросов: Кто тут главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как? Время от времени останавливайтесь и отвечайте на эти вопросы.

Стратегия эффективного чтения

Во время второй мировой войны к этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель - «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью».

Метод оказался настолько полезным, что вошел в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают, он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%. Этот метод противодействует забыванию, заостряя ваше внимание на сути изучаемого, так что вы сразу выделяете основные идеи и при повторном просмотре текста уже держите в уме его структурную композицию. Он основан на упомянутых ранее принципах, но при этом в ходе чтения надо: бегло просматривать текст, задавать упомянутые вопросы, делать пометки, пересказывать прочитанное, повторно просматривать текст.

Технология запоминания

Выберите интересный вам текст или книгу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие вас к чтению, были как. можно сильнее - для большей концентрации внимания. Применяйте метод в соответствии со сказанным ниже.

Бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли.

Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.

Сделайте в тексте отметки, выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.

Перескажите про себя эти идеи одну за другой, останавливаясь в конце длинных абзацев. Сделайте краткие заметки.

Тотчас повторно просмотрите текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. на внутренней структуре текста. У вас должен быть общий профиль, который нужно будет дополнить существенными деталями. Киньте беглый взгляд на свои заметки, чтобы в общих чертах сверить их с текстом и тем самым закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили.

И наконец (это очень важно!), сделайте собственные комментарии и критические замечания. Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Убедитесь в том, что вы уяснили себе точку зрения автора. Дайте оценку позиции автора, отталкиваясь от его собственного контекста, попробуйте увидеть эту позицию в перспективе и посмотрите, насколько все друг с другом согласуется. Найдите возражения, неверные данные, ошибки, противоречия, предрассудки и уловки.

При желании, с учетом цели вашего чтения, вы можете упрощать метод, опуская этап «пересказа». Беглый просмотр газет, иллюстрированных и научно-технических журналов, докладов и книг поможет вам сберечь время и усилия: вы сосредоточитесь на том, что вам наиболее интересно. Вы осознаете, как важно сразу еще раз просмотреть только что прочитанный текст: вы можете подкрепить усвоенное, лишь комментируя и обсуждая его тотчас после прочтения. Чтобы идеи улеглись в голове, отведите на это некоторое время, пока текст еще свеж в памяти, - тогда вы усвоите больше. Не ограничивайтесь простым согласием или несогласием с автором. Попробуйте выразить словами, почему ваше мнение именно таково, и в точности описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем. Если вы будете обсуждать прочитанное с друзьями, то дольше сохраните его в активной зоне вашей памяти.

Многие люди, читая очередную книгу, видят только поверхность произведения, а самое важное, что хотел донести автор, оставляют незамеченным. В скрытом смысле и разнообразных символах скрываются настоящая красота и ценность романа. Если вы увлекаетесь чтением, то это похвально и хорошо. Но делать это правильно – еще лучше. Ознакомьтесь с советами, представленными ниже, и у вас все получится. Уже через несколько недель вы будете настоящим мастером, так как научиться правильно читать книги не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Прежде чем перейти к советам, как научиться чтению, нужно уделить немного внимания способам это делать. Их выделено 4 вида. Все они были описаны М. Адлером в 1940 году в его научно-исследовательском труде. Он выделил следующие способы:

  1. Элементарный.
    Простейший способ, подразумевающий использование тех навыков, которые приобретаются на школьных уроках. С его помощью человек просто читает текст, понимает смысл, прослеживает определенный сюжет.
  2. Инспекционный.
    Такой способ еще называют «поперек листа». Следуя ему, читатель сначала смотрит в начало листа, а потом переходит к концу, при этом быстро старается «вырвать» главные моменты, поняв смысл. Такой вариант крайне полезен и часто используется в условиях нехватки времени при работе с большим количество материала учебного или рабочего характера.
  3. Аналитический.
    При аналитическом способе необходимо погружаться в текст, отчего получается действительно эффективное чтение книг. Медленное внимательное продвижение по странице, отдельные письменные заметки, поиск объяснения непонятых слов, использование ссылок автора – это главные составляющие аналитического способа. Его целью становится стопроцентное понимание прочитанного с полным усвоением всех авторских мыслей.
  4. Исследовательский.
    Популярный среди писателей и работников творческой или научной сферы способ. Он требует чтения сразу нескольких книг одной темы для подтверждения или опровержения каких-либо теорий. Этот вариант плохо подходит для художественной литературы, если рассматривать ее в плане получения удовольствия, а не работы.

Для обычного человека, желающего найти ответ на вопрос о том, как эффективно читать книги, наиболее выгодными будут 2 или 3 способ. Они позволят получить как удовольствие, так и усвоить важную информацию. Однако рассматривать их подробно нет смысла, так как нужно правильно читать в целом, а не загонять себя в рамки одного способа. Перейдем к советам.

Имейте цель

Никогда не читайте без цели, как это делает большинство людей. Не нужно пытаться забить свободное время поверхностным чтением, надеясь на получение туманной пользы. Старайтесь сначала ставить цель, чтобы решить определенную проблему или найти ответ на вопрос. Если дело касается научной литературы, то заранее решите, что именно нужно в ней узнать.

Перечитывайте

Нет никаких гарантий, что после первого чтения будет усвоен весь текст. Часто случается такое, что при втором или третьем чтении люди открывают для себя новые частички сюжета, а у романа прорисовывается совершенно иной смысл. Особенно актуален этот совет для работы с научными работами, пусть даже в виде популяризированной литературы. Не бойтесь тренироваться и повторять, иначе как еще научиться чему-то, если не прорабатывать материал.

Пробуйте разные способы чтения

Способы, описанные в начале статьи, появились там не просто так. Несмотря на большое количество советов, которые научат, как правильно читать книги, следует использовать описанные способы. Как было сказано выше, эффективны для среднестатистического человека инспекционный или аналитический. Попробовав каждый из них, нужно выбрать один, постараться отточить его, а потом повторить со вторым. Можно чередовать или даже применять на одном романе, что очень эффективно.

Берите сразу несколько книг

Этот совет затрагивает только тот случай, когда необходимо работать с серьезной литературой, не относящейся к художественной. Например, при изучении традиций страны. Нужно использовать много книг, чтобы получить полное представление об изучаемом вопросе, исключить риск получения ложной или неправильно истолкованной информации. Также не забывайте сравнивать прочитанное с уже имеющимися знаниями. А если работа представлена в нескольких частях, то читать их следует строго в хронологическом порядке.

Ищите информацию

Если в процессе чтения вы столкнулись с необычным словом, описанием интересного события или предмета, то не следует пропускать это, так как надо читать с пониманием. Воспользуйтесь современными технологиями и найдите необходимую информацию. Во-первых, это расширит ваши знания. Во-вторых, позволит намного лучше понять читаемое.

Делайте заметки

Всегда держите при себе карандаш, а также несколько маленьких закладок или блокнот. Важно выделять значимые моменты, чтобы потом можно было кратко просмотреть их и вспомнить или увидеть то, что раньше казалось скрытым. Особенно, это касается учебной или рабочей литературы, так как научиться чему-то серьезному без заметок не удастся никогда. В процессе знакомства с художественным произведением можно также делать записи в блокнот о своих мыслях по поводу дальнейшего развития сюжета.

Сосредоточьтесь

Некоторые люди читают даже 5 часов в день, но при этом постоянно теряют фокус, уходя в себя, у них появляются отстраненные мысли. Так как нужно правильно читать, чтобы не терять время впустую, таких моментов быть в вашей жизни не должно. Постарайтесь не отвлекаться и проникнуться произведением. Если при всех усилиях сосредоточиться, уютной обстановке, хорошем самочувствии такая проблема остается, то это говорит об отсутствии цели, о которой упоминалось в первом совете. Попробуйте спросить себя: «Зачем я этим занимаюсь?».

Читатель порой ищет соответствия и невольно сопоставляет окружение в романе реальному миру. Сравнивая, он отдаляется от цели. Придерживайтесь взгляда героя, ищите правильную точку, с которой будет идти весь процесс знакомства с романом. Это позволит оказаться в описываемом мире, что сыграет вам на руку.

Помните о подтексте

Современные читатели действительно не знают, как правильно читать книги. Доказательством является факт, что большинство воспринимают романы и все описываемое в них буквально. Важно всегда помнить о подтексте, оставленным автором. Это может перевернуть преставление о сюжете, а также откроет новые грани и скрытый смысл, не замеченный ранее.

Подтекст бывает скрыт в следующем:

  • погода, время года – погодные условия часто выражают чувства героев, а времена года могут иметь огромный символ цели написания романа или частично выражать скрытый смысл;
  • действия героев – автор может таким образом показывать настоящий мир, проводя параллель, к примеру, с политикой;
  • насилие – во многих произведениях несет общественный или культурный смысл;
  • география – она может выступать в своеобразной роли, раскрывая целую отдельную тему, обозначая символ, или показывать влияние окружения на персонажей;
  • спасение героя – многие авторы показывают перерождение героя или резкое изменение его взглядов путем спасения от смерти, например, падение в реку и спасение, а иногда героя убивают, что тоже говорит о многом;
  • клеймо персонажей – физическими недостатками могут выражать символы людских нравственных или психологических проблем.

Всегда пытайтесь увидеть подтекст.

Уберите сюжет на второй план

Все известные писатели пишут не ради развлечения читателей, а для донесения какой-либо мысли. Сюжет здесь играет далеко не главную роль – он выступает, как средство, а не самоцель. Именно поэтому некоторые произведения вообще не имеют внятного сюжета, но содержат много полезных мыслей. То же касается героев – они являются средством выражения мысли. Читайте для понимания мысли автора, а не знания сюжета. Это важнейший момент в вопросе того, как научиться правильному чтению.

Ознакомьтесь с книгой заранее

Задаваясь вопросом о том, как читать эффективно, начните это делать уже с обложки. Перед первым прочтением постарайтесь максимально близко познакомиться с книгой. Попробуйте вникнуть в название, не скрыто ли в нем что-то важное. Изучите обложку, т.к. изображения могут многое сказать о смысле романа. Обратите внимание на названия глав, прочтите первые страницы – это поможет не только определить, насколько сложно и интересно написан текст, но также узнать о самом главном посыле автора. О нем (об авторе), тоже следует немного почитать, если есть такая возможность, ознакомиться с другими работами. Не будет лишним прочтение нескольких отзывов о произведении.

Подводите итоги, анализируйте

После прочтения дайте себе немного времени, чтобы прочитанное уложилось по полочкам в голове. Затем составьте своеобразный отчет, в котором будет описано самое важное:

  • О чем вы прочитали?
  • Что произошло? Каковы причины?
  • Поучительны ли и интересны описанные события?
  • Согласны ли вы с автором?
  • Какие выводы можно сделать?

Такой подход позволит получить максимум от книги, что и является целью того, как научиться наиболее эффективному чтению. Дополнительно можно писать свои личные рецензии на прочитанное или обсуждать все с друзьями.

Бросайте неподходящую литературу

Не нужно пытаться через силу осилить плохую литературу, думая, как бы научиться и прочитать ее с большей эффективностью. Строго отсеивайте бесполезные произведения, которые не можете осилить. Они не подарят чувства удовольствия, не помогут развитию эффективности, а оттолкнут вас назад.

Выделяйте больше времени

Учиться нужно регулярно, а не раз в месяц – это вы, скорее всего, и так знали. Обучение эффективности читательских способностей не является исключением. Нужно выделять достаточное количество времени хотя бы раз в пару дней. Будет достаточно и одного часа, но при условии правильного подхода и использования советов.

Смешивайте жанры

Имея жанровых фаворитов, не стоит углубляться исключительно в их представителей. Перенасыщение любым жанром не приносит пользы, тем более, если есть желание добиться такой цели, как научиться читать с эффективностью. Меняйте жанры, переходя от одного к другому, с каждым романом. Это не только ускорит обучение, но и расширит кругозор.

Резюме

Навыки эффективного чтения –полезная вещь для человека, научиться которой обязан каждый, кто хочет получить пользу из книг и добиться успеха. Если следовать описанным советам, то результат придет уже через несколько недель тренировок. Главное, не забывать о регулярности и качестве.

Почему эта статья лучшая?

  • В ней есть все, что нужно знать. Я собрал мнения 10 человек, читающих до сотни книг в год. Это достаточно большая выборка. Обычно для выявления самых важных аспектов какого-либо явления достаточно опросить 3–5 экспертов. Все что вы способны найти в интернете уже есть в статье или не релевантно.
  • Мало воды. Отжал воду из их рассказов, сопоставил мнения между собой, выделил основные смыслы и связи между ними.
  • Текст структурирован и понятен. В ходе своей основной работы я занимаюсь тем, что собираю и анализирую информацию для топ-менеджеров крупной компании. Уже несколько лет я превращаю сотни страниц текста, содержащих противоречивые факты в 1–2 страницы саммари из которого все становится понятно. При этом важные детали не теряются.
  • Статья обновляется. Если вы считаете, что чего-то нехватает - сообщите мне и я добавлю это в текст. Таким образом статья со временем будет становиться только лучше.

Составляющие эффективности чтения

  • Ясная цель. Четко определите для чего вы хотите прочесть книгу: что-то узнать, чему-то научиться, что-то понять, изменить в себе. Отсутствие цели = отсутствие результата.
  • Выбирайте хорошие книги. Отсеивайте плохие.
  • Работайте с книгой, чтобы получить максимум пользы от нее.
  • Экономьте время, чтобы читать больше хороших книг и поддерживать интерес к чтению. Время ограничено, его не так много как вы думаете.
  • Лайф-хаки: как удобнее читать, обрабатывать информацию и получать книги бесплатно!

Может показаться, что все эти пункты очевидны, но когда вы прочтете расшифровку каждого из них, то поймете, что не выполняете работу должным образом даже наполовину.

Постановка цели

  • Формулировать цель желательно письменно. Когда сформулирована цель, выделять нужные мысли становится проще, скорость чтения повышается. На письме размытость и несостоятельность цели гораздо заметнее, чем в мыслях или на словах.
  • Перечислите несколько вещей, которые хотели бы узнать после прочтения или навыки, которые хотите повысить. Так книга становится инструментом для оттачивания навыков и закрытия существующих пробелов в знаниях.

Поиск хороших книг

  • Познакомьтесь с биографией автора и его библиографией. Если вы уже прочли хотя бы одну его книгу и она вам понравилась, вероятно, что и другие его книги придутся вам по вкусу. Однако, учтите, что скорее всего вы уже знакомы с большинством идей этого писателя.
  • Ценность автора можно определять по приводимым в книге собственным примерам. Если у автора нет достаточной практики, то велик риск, что он плохо разбирается в предмете.
  • Читайте саммари книг и отзывы. Они дают общее представление о произведении, рассматриваемых идеях. Там же могут быть ссылки на других авторов: возможно вам стоит прочесть другую книгу на эту тему. Где брать: smartreading.ru , getabstract.com , livelib.ru , makeright.ru briefly.ru
  • Выбирайте книги, авторы которых сами организуют обратную связь: ведут сайт / блог / электронную рассылку, где корректно отвечают на вопросы своих читателей, участвуют в работе профессиональных конференций. Это пригодится, если вы захотите задать вопрос по тексту. А также является маркером вовлеченности человека в данную тему.
  • Узнайте что читают ваши друзья и люди, которые вам интересны. Необходимый функционал есть на Bookmate и Goodreads.
  • Обратитесь за советом к эксперту. Если вы совсем не разбираетесь в теме, то он подскажет с чего начать и что читать не нужно. Такое общение будет полезно в т.ч. для составления словаря принятых в этой области знаний терминов. Без знания терминологии понять книгу будет трудно.

И еще…

  • Читайте книги разных авторов на одну тему. Это сделает ваш взгляд на предмет исследования стереоскопическим. Ищите различия в точках зрения.
  • Метод экспресс оценки деловой литературы: прочитать описание книги на обложке спереди и сзади, прочесть содержание и просмотреть наиболее интересные главы, постоянно задавая себе вопрос: «Хочу ли я прочитать эту книгу? Если да, то с какой целью?».

Отсеивание плохих книг

  • Правило 50 страниц. Если за первые 50 страниц книга не заинтересовала - отложите ее. Не вымучиваю все 300 страниц. Освободитесь из ментальной ловушки «заканчивать». Amazon дает скачать 50 страниц любой книги для ознакомительного чтения.
  • Заставляя себя читать неинтересные книги, вы формируете у себя негативное отношение к чтению.
  • Черный список книг. Если один из блогеров или экспертов, за которыми вы следите, оставляет негативный отзыв, занесите книгу в такой список, чтобы не тратить время и случайно не купить / прочитать.

Работа с книгой

Подготовка упрощает процесс чтения.

  • Определите тип книги: это руководство, теоретическое описание или сборник информации. В зависимости от этого метод чтения будет отличаться. Теоретические книги самые тяжелые, т.к. требуют больше всего усилий для понимания.
  • Перед началом чтения нон-фикшен книги изучите ее содержание: обложку с обеих сторон, введение, послесловие, название глав и частей, синопсис, рисунки. Это поможет составить в голове начальную схему книги и которой затем родится план. Этой же цели служит прочтение саммари.
  • Составьте вопросы к книге. Конечный результат чтения - приблизиться к желаемым целям. Когда знаешь, что ищешь, проще концентрироваться на процессе поиска. Внимание высвечивает из текста все, что, так или иначе, ассоциируется с предметом поиска. Стоит потратить еще 15–30 минут, чтобы написать ответы на вопросы из первого списка.

Процесс чтения нацелен на понимание.

  • Чтение состоит из трех этапов: декомпозиция, композиция и анализ. Во время декомпозиции вы разбираете книгу на составные части (тезисы, аругменты, примеры). Композиция - обратный процесс, необходимый для осознания взаимосвязей составных частей книги. На этапе анализа читатель проводит критическую оценку текста: верны ли аргументы, достаточно ли примеров, нет ли противоречий, каковы следствия.
  • Выделяйте важное в тексте. Например, зелёным цветом те места в книге, которые составляют каркас текста (тезисы, аргументы, примеры). Голубым - то, что хотите внедрить на практике (позже можно выписать это в блокнот). Сиреневым - то, что пригодится для цитирования. Выделение имеет смысл только если вы планируете снова вернуться к обозначенным частям текста.
  • Делайте записи. Записывая, вы еще сильнее фиксируете важное в памяти за счет дополнительной активации мозга мелкой моторикой.
  • Пропускайте «воду», останавливаясь только на тех абзацах, которые привлекают ваше внимание. (При этом помните, что в хорошей книге минимум воды).
  • Перед каждой сессией чтения, кратко освежите в памяти содержание прочитанного ранее текста и его структуру. Легче всего это сделать по оглавлению.

Работа после прочтения сводится к тому, чтобы осмыслить и запомнить прочитанное.

  • Составьте план книги. Лучше в формате mind-карты. План должен отражать структуру знания, заключенного в тексте. Структурируя знание вы лучше понимаете и запоминаете суть. План полезен и для самопроверки: если вы не можете его составить, значит вы не поняли книгу.
  • Составьте список идей и задач, возникших на основе прочитанного. Книга нужна нам для того, чтобы достичь понимания. Понимание без действия - информационный жир.
  • Обсудите книгу с другим читателем или расскажите о её содержании друзьям. Это полезно для запоминания материала, проверки понимания и критического анализа.
  • Пишите обзоры для блога. Чтение с мыслью о необходимости составить обзор становится более внимательным, т.к. возникает чувство ответственности перед читателями.
  • Повторяйте прочитанное по своим заметкам и обзорам. Можно использовать готовые саммари других читателей.
  • Составляйте майнд-карты. Они полезны для целостного восприятия книги и быстрого возвращения к ней; в общем также ценны, как и собственные обзоры.
  • Сразу внедряйте полученные знания. Через неделю после прочтения книги забывается почти все, что вы хотели предпринять.

Общие советы по работе с книгой.

  • Читайте утром. В это время мозг лучше всего настроен на восприятие нового, вы полны сил. Вечер можно посвятить художественной литературе, которая больше подходит для эмоционального восприятия.
  • Аудиокниги подходят для художественных текстов и не подходят для нон-фикшен, т.к. в этом случае с книгой невозможно полноценно работать.
  • Правило альфы-омеги: важная информация имеет обыкновение концентрироваться в начале и в конце всего - книги, глав, абзацев. Порядочные авторы повторяют основные идеи в конце каждой главы и показывают как эта глава связана со всем текстом.
  • В процессе чтения (например, после каждой главы) задавайте себе вопросы: Что я понял из прочитанного? Как и где я могу применить то, что сейчас узнал? Есть ли аналогии между тем, что я читаю, и моими нынешними задачами?

Экономия времени, как читать больше

В мире миллионы книг. Даже при очень высоких навыках чтения и усердии, за всю жизнь человек может прочесть порядка 4–5 тыс книг. Необходимо очень внимательно относиться к их выбору.

  • Читайте классику. Фундаментальные законы общества и мироздания способны пережить вечность. Хорошие книги остаются, а плохие забываются. Поэтому актуальность книги на длинном отрезке времени говорит о её качестве.
  • Иногда достаточно саммари, после прочтения которого не возникает желания тратить время на чтение книги целиком.
  • Читайте электронные книги. Это намного удобнее (меньше весят, проще делать заметки). А удобство означает, что по разным производным причинам вы будете читать больше и чаще.
  • Скорочтение. Пропускайте части книги, которые вам понятны. Не обязательно читать каждое слово. Иногда достаточно прочесть начало и конец главы, просмотреть середину, если что-то осталось непонятным, и при этом получить достаточное понимание сути. Нельзя применять скорочтение, если книга по новой для вас тематике или вы во всех деталях не понимаете ход мыслей автора. В этих случаях вы просто пробежите текст, а глубинного понимания не сформируется. Зачем тогда читать? Мортимер Адлер считал, что великие книги невозможно читать быстро.
  • Скорость чтения приходит сама. Один из читателей делится опытом: Я много лет по-разному осваивал скорочтение. Потом увлекся фоточтением. А потом забыл и об одном, и о другом. Я просто стал быстро извлекать из книг нужную мне информацию. Оказалось, мне подсознательно было неинтересно просто учиться быстрее читать. Это походило на какое-то трюкачество с целью удивить или привлечь внимание.
  • Удалите из телефона все социальные приложения, чтобы у нас не было возможности тратить время на их просмотр. Освободившееся время можно посвятить чтению.
  • Выберите следующую книгу еще до окончания прочтения предыдущей. Так вы избежите паузы и срыва ритма.
  • Запланируйте 1 час на чтение ежедневно. Относитесь к этому, как если бы это была важная встреча.
  • Чтобы мотивировать себя читать больше, стоит вести список прочитанного. Когда считаешь, хочется «набить» побольше, поставить рекорд. Также это лишний повод похвалить себя за достижения.
  • Ритмичность. Для формирования привычки важно создать некий режим чтения. Становится проще настроиться на чтение и выделять для него время.

Разное

  • Если у вас есть мало-мальски популярный блог (300 читателей и выше) обращайтесь к издательствам, чтобы получить бесплатную бумажную книгу.
  • Ранжирование. Собирайте книги по рекомендациям, затем оценивайте по параметрам: актуальность (см. целеполагание), качество, доступность. И выбирайте что стоит прочесть именно сейчас.

Где брать книги:

  • Внутренний поиск «ВКонтакте» по документам.
  • Поиск Google по файлам.
  • Либрусек, Рутрекер и другие трекеры.

В нашем мозге есть особая зона чтения. Благодаря ей человеческий мозг распознает написанные слова, «декодирует» знаки не как изображения, а как языковые символы. Для умеющего читать это кажется простым процессом, но стоит знать, что человек научился это делать не так давно, всего несколько тысячелетий назад. По меркам истории и эволюции это очень малый срок.

А ведь именно эта способность позволила хранить во времени и передавать на расстояния информацию во всех сферах знания! Следовательно, чтение – базовый навык для развития цивилизации. Но мало просто читать, нужно понимать и запоминать прочитанное. Даже самые эффективные техники чтения без фиксирования информации в памяти совершенно бесполезны.

Как читать и запоминать?

Исследования Университета Ватерлоо (Онтарио, Канада) показали, что для лучшего запоминания читаемого, помимо вдумчивости и медленного темпа чтения, на запоминание влияет произнесение текста вслух. Испытуемых разбила на 4 группы:

  1. читающих про себя
  2. слушающих чтение других
  3. слушающих запись собственного чтения
  4. читающих вслух

Лучше всего прочитанное запомнили испытуемые из последней группы. Звук произносимых слов делает текст более разборчивым для центров памяти. Вот почему семейное чтение вслух – забытая традиция, к сожалению, в большинстве домов – отличный тренажер памяти, риторики и просто полезное занятие для повышения эффективности усвоения информации в разных областях знания.

Техники чтения: обучаем мозг

Скорость чтения колеблется в пределах 500-750 знаков в минуту. Много ли это? Достаточно ли для запоминания? Так, например, рассказ Чехова «Дачники» в 495 слов и 2692 символа можно прочесть за 3,5-5 минут. А еще важно то, КАК будет прочитан этот рассказ или иной по содержанию текст.

В зависимости от цели различают следующие способы чтения:

  1. Углубленное - внимание к деталям, анализ и оценка. Его еще называют аналитическим, творческим или критическим. Считается лучшим для обучения. При этом новый текст читают, опираясь на макроконтекст, опыт и знания, творчески осмысливают его, самостоятельно формулируют выводы.
  2. Быстрое чтение - сплошное чтение с полным и качественным усвоением прочитанного с применением нетрадиционных методов и техник. Это не поверхностное чтение, как вы могли подумать, а активный созидательный понятийный процесс. Читающий осознанно анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания. Такому чтению следует обучаться, управляя некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами по особым алгоритмам умственной деятельности. Быстрое чтение при этом переходит частично в углубленное.
  3. Панорамное быстрое чтение - результат совершенствования техники быстрого чтения. Для его освоения используют специальные тренировочные упражнения с таблицами, что призвано значительно увеличить оперативное поле зрения. Возникает интересный эффект разведения зрительных осей глаз. Это ведет к повышению скорости чтения и качества усвоения материала.
  4. Выборочное чтение - разновидность быстрого чтения. Человек читает выборочно отдельные разделы текста. Он видит все, но фокусирует внимание на аспектах, которые ему необходимы. Чаще всего применяется при повторном чтении.
  5. Чтение-просмотр характерно для предварительного ознакомления с источником. Бегло просматривая предисловие, по оглавлению отыскивают важные блоки информации, по которым судят о содержании. Просматривается заключение и выводы, если они есть. Так можно сделать вывод о полезности этого источника информации и целесообразности глубокого ознакомления с ним.
  6. Чтение-сканирование - просмотр источника на скорости с поиском фактов, цифр, ключевых слов, фамилий и других. Для практикующего быстрое (скоростное) чтение поиск ускоряется в 2-3 раза по сравнению с традиционным способом. Без тренировки зрительной тут не обойтись. Важно развить периферическое зрение, чтобы сразу «выхватывать» глазом нужные сведения.

Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

1. Конспектирование

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.

2. Составление аннотации

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

Структура аннотации:

2. Тема статьи (книги).

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

– " – дается анализ (характеристика, описание); -" – приводятся результаты;

– " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

– " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

4. Адресат.

предназначена для специалистов в области …;

Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

3. Составление реферата

Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

Структура монографического реферата

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

3. Композиция.

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

– " – включает в себя …;

– " – содержит … и т. п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

– " – отмечается, что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

6. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

– " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

В качестве примера приведем реферат статьи.

ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)

Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. № 8.

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!