Лирохвост птица. Описание лирохвоста

Отряд - Воробьинообразные

Семейство - Лирохвоствовые

Род/Вид - Menura novaehollandiae. Лирохвост или птица-лира

Основные данные:

РАЗМЕРЫ

Длина: самец вместе с хвостом 80-100 см, самка 74-86 см.

Масса: самец почти 1,2 кг, самка не более 950 г.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Половое созревание: самец с 3-9 лет, самка раньше.

Период гнездования: с мая.

Несение: 1 за сезон.

Количество яиц: 1.

Высиживание: 50 дней.

Выкармливание птенцов: 6-7 недель.

Еда: насекомые, черви и другие беспозвоночные, живущие в земле или под корой.

Продолжительность жизни: до 15 лет.

РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ

К этому небольшому семейству принадлежит ещё только один вид - северный лирохвост.

Лирохвост по размерам похож на , однако он принадлежит к воробьинообразным. Его тело покрыто серовато-коричневым оперением, а красивое хвостовое оперение самца служит для привлечения самок.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Летом лирохвосты держатся поодиночке, парами или небольшими стаями. Осенью самцы занимают гнездовые участки, границы которых обозначают пением. Заранее расчистив площадку от опавших листьев, самец нагребает земляной холмик и приступает к выполнению брачного танца.

Самки лирохвоста в это время года живут в гнездовых районах, которые включают несколько участков самцов. Лирохвосты ведут скрытный образ жизни, поэтому человек встречается с ними довольно редко. Днём эти пугливые птицы скрываются в зарослях тропических джунглей. Ночь лирохвосты проводят на деревьях.

В Австралии, однако, есть несколько мест, где лирохвосты настолько привыкли к присутствию людей, что даже выполняют при них свои брачные танцы. В случае опасности лирохвосты чаще спасаются бегством, чем летят прочь.

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

Лирохвост - это птица, которая активна днём. Он относится к отряду воробьинообразных, но сильными ногами и когтями он раскапывает землю и листья, как это делают куропообразные. Лирохвост разгребает слой опавших листьев и ищет в нём беспозвоночных, например, многоножек.

В рацион лирохвоста входят личинки насекомых, дождевые черви, наземные ракообразные, моллюски и другие беспозвоночные - обитатели лесного грунта.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Самое удивительное явление в жизни лирохвоста - это прекрасные брачные танцы самцов. Самец, который токует, нагребает земляной холмик высотой до 15 см, забирается на него, опрокидывает вперёд через голову раскрытый веером хвост и поёт в полный голос.

Пение лирохвоста отмечается не только своей громкостью, но и чрезвычайным разнообразием. Токование самцов заканчивается, когда вокруг них собирается достаточное количество готовых к спариванию самок. Всеми гнездовыми делами у лирохвостов занимаются исключительно самки.

Большое пулеобразное гнездо лирохвосты строят из веток, коры, мха, сухих листьев и папоротника. Лоток гнезда выстилается перьями и тонкими нитевидными корешками. Гнездо расположено на земле, возле ствола дерева, на пне, реже в кроне древовидного папоротника. Самка откладывает только одно яйцо серого цвета с тёмными пятнышками. Во время насиживания яйца самка каждое утро на 3-6 часов покидает гнездо и идёт на кормление. Насиживание яиц у лирохвостов - это достаточно длительный процесс, который продолжается до 50 дней. Птенец лирохвоста появляется на свет голым и слепым. В возрасте десяти дней он покрывается чёрным пухом. Самка кормит птенцов в течение шести-семи недель.

ПЕНИЕ

Пение лирохвоста уникально по богатству репертуара и умению воспроизводить различные звуки. Пение, которое разносится далеко по лесу, состоит из длинных и непрерывных серий певучих звуков, хрипов, стонов и щелчков.

Типичный мотив лирохвоста продолжается только пять-шесть секунд. Более 80% песни лирохвоста составляют мелодии, заимствованные у других птиц, или же подражание механическим звукам. Лирохвост может выполнить подряд отрывки из более 20 песен разных видов своих родственников. Причём птица нередко имитирует не только пение птиц, но и звуки, вызванные шумом их крыльев. Было отмечено, что лирохвосты воспроизводят блеяние овцы, собачий лай, автомобильные гудки и удары топора.

  • Лирохвост своим названием обязан форме хвостового пера, которое в полураскрытом положении напоминает лиру.
  • Если самец во время токования собрал вокруг себя достаточно большую "аудиторию", он может петь и танцевать весь день.
  • Молодые лирохвосты перенимают характерный местный "диалект", обучаясь пению от взрослых самцов.
  • Прекрасное хвостовое оперение у самцов вырастает только в возрасте от 3 до 9 лет.
  • Первые хвостовые перья лирохвоста собрал в Австралии в 1797 году один освобождённый заключённый.
  • Голосовой аппарат лирохвоста, в отличие от певчих воробьинообразных, которые имеют 7 пар мышц нижней гортани, образуют три пары мышц нижней гортани и длинная узкая грудина, их гортань устроена сложнее, а голосовая мускулатура богаче, чем у других птиц. Лирохвостых и кустарниковых птиц выделяют в подряд полупевчих птиц.

БРАЧНЫЙ РИТУАЛ ЛИРОХВОСТА

Токование: своими сильными ногами каждый самец сгребает холмик высотой до 15 см. Один самец может сделать до 20 таких бугорков. Во время токования, стоя на вершине холмика, он перебрасывает развёрнутое хвостовое оперение над спиной вперёд, как огромный веер.

Длина хвостового пера может достигать 70 см. Хвост состоит из 16 перьев, из которых 2 внешних изогнутые в форме лиры.


- Ареал обитания лирохвоста

ГДЕ ОБИТАЕТ

Лирохвост обитает только на юго-востоке Австралии от Брисбена на севере до Мельбурна на юге. В 1934 году этот вид был завезён на Тасманию.

ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ

Лирохвост находится под охраной. Наибольшей опасностью для этой птицы является уничтожение влажных тропических лесов - мест его обитания.

Птица Диктофон - Прикольное Видео. Видео (00:01:34)

Живёт этот маленький " " (лирохвост) в Австралии...
Умеет имитировать все звуки которые когда-либо слышал, вплоть до звука затвора фотокамеры, автомобильной сирены, мобильных рингтонов и даже звука бензопилы.

лирохвост. Видео (00:04:02)

самая удивительная птица в мире! Видео (00:03:21)

самая удивительная птица в мире, копирует любой звук...

Чудо птица Лирохвост.flv. Видео (00:01:20)

Птица диктофон.

Лирохвост =). Видео (00:01:12)

Лирохвост =)

Лирохвост издаёт звуки лазерной пушки Lyrebird making a sound laser gun. Видео (00:01:35)

уникальная птичка-пародистка под названием лирохвост, которая умеет изображать самые разные звуки, которые слышит в своей жизни - на этот раз это звук лазерной пушки, только где она могла его слышать, в американском боевике?
unique bird-parodistka called Lyrebird, which is able to represent a variety of sounds that are heard in his life - this time it"s the sound of a laser gun, just where she could hear him, in the American action movie?

Тайна лирохвоста: искусство в мире животных. Видео (00:00:45)

Австралийская птичка лирохвост помогла разрешить загадку, над которой билось всё человечество - как связаны музыка и танец. Оказалось, что напрямую, причём единство этих двух видов искусства берёт начало ещё в животном мире.

Amazing! Bird sounds from the lyre bird - David Attenborough - BBC wildlife. Видео (00:02:55)

For more brilliant natural history shows, exclusive to YouTube, head over to our brand-new channel Earth Unplugged!
David Attenborough presents the amazing lyre bird, which mimics the calls of other birds - and chainsaws and camera shutters - in this video clip from The Life of Birds. This clever creature is one of the most impressive and funny in nature, with unbelievable sounds to match the beautiful pictures.

Ведущих наземный образ жизни. Они примечательны тем, что имеют превосходную способность имитировать природные и искусственные звуки окружающей среды. Лирохвосты также хорошо известны из-за поразительной красоты своего огромного хвоста у мужской особи птицы - ими можно полюбоваться, когда она раскрывает хвост для демонстрации или при ухаживании. Лирохвосты считаются национальными австралийскими птицами.

Поведение и экология

Самец активен зимой, когда он создаёт и поддерживает открытую кругообразную насыпь в густом кустарнике , на которой он «поёт» и исполняет танец ухаживания для демонстрации потенциальным партнёршам, которых у самца несколько. Самка строит неаккуратное крытое гнездо, располагающееся во влажной низине ниже уровня земли под защитой бурелома, реже - на деревьях. Там она откладывает единственное яйцо и в срок до 50 дней сама же насиживает до выведения птенца.

Голос и подражание

Песня лироховоста является его наиболее отличительной характеристикой. Лирохвосты поют в течение всего года, больше всего они поют в сезон размножения, который проходит с июня по август. В течение этого времени они могут петь до четырёх часов в день - почти половину светового дня. Песня лирохвоста состоит из семи элементов его собственных песен и любого количества других песен и звуков, которые он может успешно имитировать. Сиринкс лирохвоста является наиболее сложным среди воробьиных (певчих птиц) и даёт лирохвосту экстраординарные способности мимики и непревзойдённый вокальный репертуар. Лирохвосты воспроизводят песни других птиц с большой точностью, а также подражают другим животным, таким как коалы и динго . Лирохвосты способны подражать почти любому звуку. Были зарегистрированы случаи подражания звукам свистков, кросс-пилы, бензопилы , автомобильных двигателей, автомобильных сигнализаций, пожарных сигнализаций, выстрелов винтовки, щелчков камеры, лая собак, плача младенцев, музыки, мелодий мобильных телефонов и даже звукам человеческого голоса. Тем не менее, несмотря на то, что люди достаточно часто сообщают о случаях подражания человеческим звукам, частота этого явления считается преувеличенной и само явление считается достаточно редким .

Один исследователь, Сидней Куртис, записал в окрестностях национального парка Новой Англии звуки, похожие на игру флейты. Подобным же образом, в 1969 году смотритель парка, Невилл Фентон, записал песню лирохвоста, похожую на звуки флейты, - это было в национальном парке Новой Англии, в пригороде Дорриго к северному побережью Нового Южного Уэльса. После проведённого расследования Фентон выяснил, что в 1930-х годах на ферме, прилегающей к парку, жил человек, имевший привычку играть на флейте рядом со своим домашним лирохвостом. Лирохвост запомнил его исполнение и позже воспроизвёл в парке. Невилл Фентон отправил эту запись звукотехнику и орнитологу Норману Робинсону. Так как лирохвост способен одновременно воспроизводить две мелодии, то Робинсон отфильтровал одну из мелодий и проиграл её для анализа. Песня представляла собой видоизменённую версию двух популярных в 1930-х годах мелодий: «The Keel Row » и «Mosquito’s Dance ». Музыковед Девид Ротенберг подтвердил эту информацию .

Систематика и эволюция

Классификация лирохвостов сопровождалась множеством споров. Сначала их хотели отнести к курообразным , так как внешне лирохвосты похожи на серую куропатку , гребенчатую курицу и фазана , уже известных европейцам, но обычно лирохвостов классифицируют как отдельное семейство Menuridae с единственным родом Menura .

Как правило, семейство лирохвостов считают близкородственным к кустарниковым птицам (Atrichornithidae) и некоторые авторитеты объединяют их в одно семейство, но утверждение, что лирохвосты также связаны и с шалашниковыми , остаётся спорным.

Лирохвоста не относят к исчезающим в близкой и среднесрочной перспективе видам. Среда обитания альбертова лирохвоста очень ограничена, но, по всей видимости, безопасна, пока остаётся нетронутой, в то время как большой лирохвост, среде обитания которого когда-то была серьёзная угроза, теперь классифицируется как обычный. Но даже в этом случае лирохвосты уязвимы для котов и лисиц , поэтому птицы остаются под наблюдением в плане наличия схем защиты их среды обитания для противостоянию нарастающему давлению со стороны увеличивающейся человеческой популяции.

Лирохвосты - это древние австралийские животные: в австралийском музее хранятся окаменелые останки лирохвостов, возраст которых оценивается примерно в 15 млн лет . Доисторический вид Menura tyawanoides описан по окаменелым останкам, относящимся к раннему миоцену , найденным в местечке Риверслейг.

Виды

  • Большой лирохвост (Menura novaehollandiae )
  • Альбертов лирохвост (Menura alberti ) - особи немного меньшего размера, самцы до 90 см и самки до 84 см и встречаются только в небольшом районе сельвы Квинсленда . Их внешность менее эффектна, чем у большого лирохвоста, но всё равно похожи на него. Альбертов лирохвост назван так в честь принца Альберта , мужа королевы Виктории .

Лирохвосты в народной культуре

Лирохвост много раз изображался в качестве символа или эмблемы, особо стоит отметить Новый Южный Уэльс и Викторию (которые являются естественной средой обитания большого лирохвоста) и Квинсленд (являющийся естественной средой обитания альбертова лирохвоста).

Картина Джона Гульда

Лирохвост называется так из-за своего эффектного хвоста (который состоит из 16 сильно видоизменённых перьев - два продолговатых в середине хвоста, два широких, направленных под углом к первым, и 12 расположенных между ними); ранее посчитали, что хвост напоминает лиру . Это название закрепилось, когда экземпляр большого лирохвоста (перевезённый из Австралии в Англию в начале 1800-х гг.) был подготовлен для демонстрации в Британском музее таксидермистом , ранее никогда не видевшим живого лирохвоста. Таксидермист ошибочно посчитал, что хвост напоминает лиру и что он должен быть расположен также, как у павлинов , когда они демонстрируют его, исходя из этого таксидермист и расположил перья соответствующим образом. Позднее, Джон Гульд (который также никогда не видел живого лирохвоста), нарисовал картину лирохвоста на основе экземпляра из Британского музея.

Хотя и получилось очень красиво, но лирохвосты не держат хвост так, как это нарисовано в картине Джона Гульда. Вместо этого мужские особи лирохвоста в процессе ухаживания раскрывают хвост во всей ширине, при этом он полностью скрывает их голову и заднюю часть тела - такое можно увидеть на австралийской 10-центовой монете, где хвост большого лирохвоста (в период ухаживания) изображён в точности.

В начале 1930-х годов мужская особь лирохвоста по кличке «Джеймс» близко подружилась с миссис Вилкинсон, длительное время подкармливающей птицу. После этого Джеймс исполнил для неё танец ухаживания на одной из своих насыпей, сделанных им в заднем дворе - то же самое птица демонстрировала и для более широкой публики, но лишь в случае присутствия миссис Вилкинсон. В один из таких случаев ухаживания Джеймса длились 43 минуты, в течение которых он ходил, сопровождая свои шаги мелодией собственного исполнения, имитирующей крики австралийской сороки и молодой сороки, выкармливаемой родителем, австралийской восточной трещотки, австралийской птицы-колокольчика, смех двух кукабарр , смеющихся в унисон, желтоухого траурного какаду , шлемоносного какаду , пёстрой розеллы , чернозобой птицы-мясника, серёжчатого медососа, серогрудой сорокопутовой мухоловки , шилоклюва, бело-бурой кустарниковой птицы , пестроголового пардалота, скворца , золотобрюхой зарянковой мухоловки, золотого свистуна, стаи попугаев , свистящих на лету, красной розеллы , нескольких других птиц, которых затруднительно было установить и трели медососов (крошечных птиц с тонкими голосами), собирающихся группками и щебечущими сладкими голосами. Для подражания сладкоголосым птичкам Джеймсу надо было свой мощный голос понизить до слабого и очень тихого, но он был очень изобретателен, сделав слышимым и различимым каждый тон в этом хоре. Также Джеймс включил в своё исполнение удачное подражание звукам отбойного молотка, гидравлического подъёмника и автомобильного сигнала .

Напишите отзыв о статье "Лирохвосты"

Примечания

Видео

  • в Интернет-коллекции птиц

Ссылки

  • ARKive - фото жизни на Земле
  • - веб-сайт Национальных парков и Службы дикой природы (Новый Южный Уэльс)
  • - официальный веб-сайт музея Виктории
  • - официальный веб-сайт Хэлсвильского заповедника
  • (включая фото и информацию о большом лирохвосте) - официальный веб-сайт Хэлсвильского заповедника
  • - австралийский зоологический журнал (англ.)
  • - Barrenground, inc. Lyrebirds
  • - Research into Lyrebirds (includes Albert’s Lyrebird calls)
  • - Lyrebirds of the Strzelecki Forest, South Gippsland, Victoria
  • -Queensland Parks and Wildlife Service
  • , from David Attenborough’s The Life of Birds .
  • - because the male lyrebird is on his mound, it would appear that the photos were taken just before the lyrebird went into courtship display
  • - Pulse of the Planet
  • - Trevor Quested
  • - Dr. Ellen Rudolph
  • - Lyrebird Survey Group
  • - Birdlife species factsheet
  • (also in and on ) - imitates cameras, chainsaw, other birds
  • on Google Videos

Отрывок, характеризующий Лирохвосты

У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.

Лирохвост - птица с поразительными творческими навыками. Во-первых, у лирохвоста необычный, "музыкальный" хвост - в форме старинного струнного инструмента лиры. Во вторых, лирохвосты-самцы обладают особым музыкальным даром подражания. Для чего же все эти навыки ему нужны?

Своим необычным названием эта птица обязана прежде всего своему хвосту, имеющему форму лиры — старинного музыкального инструмента. Крайние рулевые перья, причудливым образом изогнутые, напоминают основу лиры, а многочисленные тонкие серебристые перья между ними — ее струны. Длина хвоста большого лирохвоста, самого крупного представителя семейства, достигает 80 сантиметров и почти в два раза превышает размеры его тела.

Однако птица-лира названа так не только за причудливый внешний вид, но и за исключительно разнообразный песенный репертуар. Вообще-то собственной песни как таковой у лирохвоста нет, но этот пробел птица с лихвой восполняет неповторимым мастерством звукоподражания. В ее «аранжировке» трели других птиц, а также разнообразные, порой далеко не ласкающие слух звуки, как, например, треск мотоцикла, лай собаки, блеяние ягненка или хриплый хохот австралийского зимородка, превращаются в изумительную песню, за которую лирохвост заслуженно считается «звездой лесной эстрады». Но поют, как и у большинства птиц, только лирохвосты-самцы, и то не круглый год, а лишь во время брачных игр. Когда в Австралии наступает зима (по нашему календарю это период с мая по июль), самец сооружает на территории своего участка несколько своего рода танцевальных площадок. Они представляют собой небольшие, площадью около одного квадратного метра, совершенно голые клочки земли. Лирохвост тщательно удаляет с них всю растительность, сухие листья и веточки, а посредине делает холмик из почвы и опавшей листвы, на котором и токует. У одного самца шесть-восемь таких площадок, но среди них есть любимые, которые он содержит в идеальной чистоте.

Человек стремительно наступает на лес, вырубает огромные пространства под посевы, и лирохвоста теперь можно увидеть только в национальных парках и заповедниках.

В одно из таких мест, где можно наблюдать эту уникальную птицу, — Шербрукский национальный парк, находящийся в сорока километрах восточнее Мельбурна (это там же, на родине лирохвоста в Австралии), — мы и отправимся.

Ранним июльским утром крик самца-лирохвоста слетает с холмов и приглашает всех желающих на свидание с дикой природой. Любителей птиц в Австралии много, и каждое воскресенье, к семи утра, парк наполняется многочисленными посетителями. Птиц снимают, но главное — стараются записать на диктофоны их песни.

Лирохвост держится в самых глухих, непроходимых местах национального парка. Здесь повсюду возвышаются 90-метровые стволы деревьев, подпирая, подобно готическим колоннам, зеленый балдахин из листьев, теряющийся в тумане. Многочисленные ползающие растения простирают свои щупальца под этим сводом, как бы желая обнять все живое вокруг. Пышные папоротники забирают остатки солнечных лучей, которым удается просочиться в это сырое, изобилующее диковинными грибами, мрачное обиталище лирохвостов.

В густой растительности, покрывающей землю, птица протаптывает узкие тропинки, совершенно незаметные для неопытного глаза. По такой сети замаскированных коридоров она стремительно перебегает от одной площадки к другой, оставаясь при этом совершенно невидимой. Вообще лирохвост — наземная птица, летает редко и предпочитает планировать с одного дерева на другое. Ночь, однако, проводит на ветвях. Там, наверху, он в полной безопасности от бродячих собак и кошек.

Его день начинается сразу же после рассвета. Самец слетает со своего насеста, садится на любимую ветку и гордо оповещает весь лес о своем пробуждении. Разбуженное фанфарами его голоса эхо разносится по еще сонным холмам и оврагам. Блестящий имитатор всех птиц Шербрукского леса, лирохвост поет сначала минут пятнадцать, исполняя своеобразную прелюдию к долгому концерту, который он представит затем с апломбом тенора Ла Скала. Потом он планирует на землю и начинает заниматься своими площадками. С поразительным усердием и заботой очищает холмик от каждого листика, веточки и кусочков коры, которые упали на него за ночь. Затем переходит ко второму холмику, третьему, и так до последнего.

Приведя в порядок холмик, самец обычно заканчивает работу короткой песней. После этого он ищет себе корм, энергично разрывая лесную подстилку длинными, как грабли, лапами. Питается различными червями, насекомыми и улитками. Подкрепившись, лирохвост начинает представление. Токует он не при всякой погоде. При сильном дожде, ветре он петь ни за что не будет, равно как и под прямыми солнечными лучами. Однако очень любит пасмурную погоду и даже моросящий дождь, под которым его шелковистое оперение приобретает незабываемый блеск.

С близкого расстояния лирохвост выглядит не таким ярким, каким кажется издали. У него большие голубые глаза, серая шея и темно-серая грудь. Крылья коричневато-землистых оттенков, сложенный хвост, снизу отличающийся белизной, сверху также коричневый. Токующий лирохвост подпускает осторожного наблюдателя почти вплотную.

Почувствовав приближение самки, самец весь преображается. Шея выпрямляется, вытянувшись как перископ подводной лодки. Глаза внимательно изучают окрестности. Тотчас же он издает трель, повернувшись в том направлении, откуда должна показаться подруга. Сцена готова, героиня ждет своей очереди за кулисами, с напускным безразличием наблюдая за действиями своего партнера. Чем более равнодушной она хочет казаться, тем с большим старанием пытается самец вовлечь ее в игру. Он встает на середину холмика, чуть отклоняется назад, будто бы переводя дыхание, и издает первую трель, словно бросая вызов сопернику. Затем начинает свою мелодичную песню-подражание.

Как будто потревоженный легким ветерком, его хвост чуть колышется, потом птица изящным движением разворачивает его, образовав подобие веера. Сверкают тонкие серебристые перышки, очень похожие на ажурные листья папоротника, окружающие арену. Длинные ноги напоминают стебли растений, а коричневые перья, кажется, берут свои краски у мягкой земли холмика. Лирообразный хвост принимает форму потока, низвергающегося высоким водопадом и эффектно разбивающегося у его подножия. Голову и тело птицы словно облекает сияющее великолепие, исходящее от хвоста. Ритмично перепрыгивая с ноги на ногу, самец продолжает танец. Быстро хлопая крыльями, он как бы аккомпанирует своей песне.

Гнездо лирохвост строит всегда крытое, с боковым входом и располагает его обычно на земле, реже на ветвях дерева или кустарника, на небольшой высоте. Самка откладывает лишь одно яйцо, которое насиживает 45—50 дней. Самец не принимает участия ни в насиживании, ни в выращивании птенца. Тот вылупляется из яйца голым, но через несколько дней покрывается длинным черным пухом. Мать выкармливает его мелкими насекомыми и червями. Пройдет немало времени, пока он превратится в изящного красавца, достойного продолжателя рода виртуозных певцов Шербрукского леса.

И. Чиняков

Niramin - Сен 30th, 2015

Большая птица-лира или еще ее называют лирохвост – певчая птица из отряда воробьинообразные. По размеру и внешнему виду напоминает обычного фазана. На данный момент этот вид птиц находится под охраной. Угрозу ее жизни представляет массовая вырубка влажных тропических лесов, в которых они привыкли обитать.

Внешний облик австралийской большой птицы-лиры

Большая птица-лира выглядит и напоминает с виду обычного фазана. Длина тела составляет около 100 см, включая и длину хвоста. Это касается только самцов, самки же намного меньше – до 80 см. И вес у них не более 950 граммов, так как лиры-самцы весят до 1200 грамм.

Крылья округлые, размером до 25 см, ноги длинные и очень сильные. Имеют серовато-коричневое оперение в верхней части тела, но голова, шея, брюшко – исключительно серого цвета.

Уникальность этих птиц в том, что они имеют необычайно красивый хвост. Хвост птицы состоит из красивых шестнадцати перьев, два крайних пера так изогнуты, что напоминают старинный инструмент – лиру. А между ними тончайшие белоснежные перья, напоминающие натянутые струны. Таким хвостом могут похвастаться только особи-самцы, достигшие семилетнего возраста. В отличие от них, самки-лиры имеют короткий неприметный хвост коричневого цвета.

Где обитает и чем питается лирохвост

Чаще всего эти птицы выбирают умеренные и субтропические влажные места, обитают на востоке Австралии.
Питаются эти птицы обычно на земле всякими насекомыми, червями, улитками. Большую часть своего времени проводят в поисках еды. Ночуют невысоко в гнездах на ветвях деревьев.

Размножение большой птицы-лиры

В мае — июне представители этого вида образуют пары. Птицам-лирам присуще полигамия – им свойственно иметь в период брачного сезона по несколько самок. Для привлечения самок самец устраивает небольшую горку из земли, распускает свой хвост и начинает петь, имитируя различные звуки, услышанные ним раньше. Если какая-то самка-лира заинтересовалась, происходит спаривание, и она строит свое гнездо для высиживания птенцов.

Лирохвост-самка выводит потомство только один раз в год и кладет всего одно яйцо размером с куриное. Высиживает яйцо в собственно сооруженном гнезде до 50 дней. Заботится о еде и принимает участие в воспитании птенцов только самка. Кормит их исключительно насекомыми до 6 недель. Полностью созревание птиц достигается в возрасте от 3-9 лет.

Продолжительность жизни больших птиц-лир достигается до 15 лет.

Предлагаем Вам посмотреть красивые фото лирохвоста:



















Фото: Большая птица-лира.

Видео: Талантливая птица

Видео: Птица Лира

Устали от гламурных и отфотошопленных красавиц? Вашему вниманию - фотосессия с Кэтрин Хейгл. Автор фото, Мэттью МакКейб, намеренно не стал делать идеальную женщину из актрисы, а показал ее натуральную природную красоту. Слегка растрепанные волосы, обычные джинсы, простой макияж... Легко…

Скейт с колбасой

Лето - самое время погонять на скейте. Зацените скейтборды от художника Артура Кинга. Хотя серия называется «Хочу кататься на скейте!», на таких средствах передвижения вряд ли можно далеко уехать. Но выглядят они прикольно, художник - большой фантазер.

Живые граффити на стенах

Алиса Пасквини - итальянская художница, которая всем холстам предпочитает стены и прочие пустые поверхности улиц. Алиса много путешествовала по миру и везде пыталась донести искусство до местных жителей. Больше всего Алиса любит рисовать сильных и независимых женщин, но и в целом тема человеческих…

Кейт Бок – Sports Illustrated Swimsuit 2013

Взгляд холодных голубых глаз Кейт Бок, то нежно манящий, то вызывающе насмешливый, очень контрастно и эффектно смотрится на фоне знойных Чилийских пляжей. Бок, позируя в купальниках на острове Пасхи для Sports Illustrated 2013, как и Анна Вьялицына, порой про эти самые купальники напрочь забывала.…

Календарь Томека Яновски: июль-декабрь

Продолжаем листать календарь Томека Яновски (начало - здесь). Начнем с июля и лишний раз убедимся, что слова фотохудожника про свою модель очень справедливы. Никакого макияжа. Никаких дизайнерских спецэффектов. Только чистая, природная, открытая красота.

Необычные шахматы

«Белые ходят первыми!» - кричали мы в детстве и очень расстраивались, если выпадало играть чёрными. Да, шахматы - величайшая игра всех времен - у нас всегда были противостоянием чёрных и белых. Но времена меняются, и на смену традиционным шахматным доскам пришли новые - креативные и оригинальные. И…

Красный, желтый, полосатый: китайский ландшафт

Говорят, природа лучший художник. Причем это касается не только формы и композиции, но и цветового оформления «полотен». Стоит вспомнить реку Каньо Кристалес, что в Колумбии, или пышноцветие сада глициний в Японии, или же северное сияние в Исландии над вулканом - красочность их бесподобна. Вот и…

Концепт McLaren P1

Продолжая экскурсию по Парижскому автосалону 2012 года, хотелось бы отдельно остановиться на суперкаре от McLaren. Речь идет о концепте McLaren P1, пришедшем на смену другой легенде МакЛарен - F1. Заглянуть внутрь мы пока не сможем, потому что у новинки, представленной на выставке, отсутствует…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!