Какой возраст самый мудрый. Ученые доказали, что мудрость приходит с возрастом

Бернард Шоу

Обрести мудрость – это большое, можно даже сказать, великое достижение. И далеко не каждый человек, даже в весьма солидном возрасте, может им похвастать. Мудрость – это ценность, которая приходит к человеку с годами. Быть молодым и мудрым невозможно. Но и сам по себе возраст не делает человека мудрым. К мудрости нужно стремиться, а не просто ждать ее. Мудрость – это не просто знания, опыт, рассудительность – это прежде всего спокойствие, это отсутствие лишних эмоций, которые затмевают рассудок. Мудрый человек – это спокойный человек, он смотрит на жизнь с пониманием ее смысла. Он умеет принимать жизнь такой, какая она есть, видя во всем, что в ней происходит, определенную цель. В молодости, когда у людей все чувства обострены, когда они чаще реагируют на все, что происходит в их жизни достаточно импульсивно и очень редко обдумывают происходящее – они очень далеки от мудрости, потому что им не хватает спокойствия и уравновешенности, которые приходят с годами. Чувства, эмоции, обостренные инстинкты, ну и конечно же отсутствие нужных знаний и опыта – все это мешает людям быть мудрыми. В этой статье я расскажу вам о том, как люди, которых лично я считаю очень мудрыми, с их слов, обрели эту великую ценность.

Для начала следует сказать, что для обретения мудрости необходимо почувствовать, а если возможно, то и понять ее ценность. И чем раньше человек увидит в мудрости большую ценность для себя, тем быстрее он начнет к ней стремиться. А стремиться к ней можно разными путями. И первый из них, это, конечно же, получение знаний. Знания – ключ к пониманию этого мира и самого себя. Мы пришли в этот мир учиться, но каждый из нас делает это по-своему, кто-то учится на чужих ошибках, а кто-то на своих. А тот, кто вообще не учится – учит других своим негативным примером. К мудрости лучше всего стремиться через познание мудрости предков, то есть, учась на чужом опыте. Умение не наступать на те грабли, на которые наступали другие люди – колоссальное достижение. Как говорил Конфуций: «У человека есть три пути, чтобы познать мудрость: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт». Чтобы познать мудрость с помощью размышления – нужно получать знания и обдумывать их. То есть, нужно изучать этот мир. И все мы вроде бы начинаем это делать с ранних лет, когда учимся чему-то у своих родителей и других окружающих нас людей, а также получаем знания в школе и прочих учебных заведениях. Но при этом мудрыми становятся лишь немногие из нас. Это те люди, которые более остальных осознали всю важность знаний и развитого мышления, помогающего этими знаниями пользоваться, и посвятили свою жизнь активному познанию мира и самих себя. Посудите сами, что такое мудрость, как не постоянное стремление к знаниям, которых никогда не бывает много. Мудрец - это вечный ученик.

И все же, более важное значение в этом вопросе играет время, в течение которого человек познает этот мир. Это то время жизни, которое отведено каждому из нас и которое нам нужно грамотно использовать, а не просто прожигать. Сначала человек учится удовлетворять свои самые насущные потребности. Затем он формирует собственную систему ценностей, решая, что для него важно в этой жизни, а что нет и развивается согласно ей. Затем он становится более зрелым, убирая из своей жизни всякие глупости и нежизнеспособные детские мечты, если, конечно, развивается, а не застревает в подростково-юношеском возрасте. И только потом он приходит к первым крупицам мудрости. Таким образом, мудрости предшествует зрелость ума, ибо именно зрелый ум способен воспринимать жизнь максимально рационально, не поддаваясь влиянию своей животной сущности. А проявлением полной, абсолютной мудрости является спокойствие – это главный ее признак. А оно, как не крути, приходит с годами. Спокойный человек – это рассудительный, думающий, терпеливый, не суетливый, умеющий себя контролировать человек. Это также очень наблюдательный и внимательный человек – он постоянно наблюдает за собой и за другими людьми, и благодаря этому многое видит и понимает. Таким он может быть только в определенном возрасте, когда все его самые сильные чувства угаснут и жизнь он станет воспринимать преимущественно с помощью разума. Но, как я уже сказал, не стоит думать, что мудрость приходит сама – можно дожить до седых волос и так и не стать мудрым человеком. Ибо мудрость – это результат большой работы над собой. Можно, конечно, обрести какую-то мудрость и без всякой работы, ведь все мы с возрастом становимся спокойнее и набираемся какого-то опыта. Но такая мудрость, пришедшая к человеку не благодаря его работе над собой, а лишь с помощью возраста – не так богата, как та, которая стала результатом его серьезного труда. От того и не так много в нашем обществе мудрых людей. Большинство людей, старея, превращаются не в мудрецов, а в маленьких детей, которые практически ничему не могут научить молодое поколение. А именно для этого человеку и нужна мудрость.

Да, смысл мудрости именно в том, чтобы передать ее в определенном виде последующим поколениям. Поэтому, чтобы ее обрести, человеку нужна мотивация в виде цели – научить кого-то чему-то очень полезному, непосредственно связанному с жизнью людей. То есть, если вы хотите стать мудрым человеком, то вам надо решить – кому и для чего вы будете передавать свою мудрость. Это могут быть ваши дети, ученики или вообще все те люди, которым будут интересны ваши знания и опыт. А такие всегда найдутся. Часто можно слышать о том, что молодежь ничему не хочет учиться, что она повторяет ошибки своих отцов и дедов и предпочитает самостоятельно набивать шишки. Но это не совсем так. Правильнее будет сказать, что большинство людей, в том числе и очень молодых, ничему и ни у кого не хотят учиться – не хотят перенимать опыт предков. Причем некоторые из них и на своем собственном опыте не учатся. Но есть люди [они всегда были, есть и будут], которые с удовольствием перенимают опыт более мудрых людей. Для них мудрость поколений – это огромная ценность, которой они страстно желают овладеть, чтобы потом передать ее следующему поколению. Вот им-то и нужны мудрые люди, которые станут для них учителями. Я считаю, что человечество должно взрослеть и умнеть. Все последующие поколения в целом должны быть умнее предыдущих. В этом, на мой взгляд, смысл нашего человеческого существования. Так что стать мудрым, чтобы сделать последующие поколения еще мудрее – это очень достойная цель для человека. Но совершенно очевидно, что не всем людям она подходит. Поэтому и не все из нас достаточно мотивированы к обретению мудрости. Многим она просто не нужна – они не видят в ней смысла.

Если вы принадлежите к числу тех людей, которые видят для себя смысл в мудрости и хотят ее обрести, то как и Конфуций, я советую вам делать это через размышление, а точнее, через получение знаний и развитие своего мышления. Чтобы стать мудрым, нужно активно познавать мир и решать самые разные проблемы и задачи, непосредственно связанные с жизнью людей. И чем шире будет ваше мировоззрение, тем лучше. Хорошие знания только в какой-то отдельно взятой области могут сделать человека хорошим специалистом, но не мудрецом, потому что во многих других делах, относящихся к жизни, он будет слеп. А поскольку человек не может знать всего, то для обретения широты познания ему необходимо развивать свое мышление, чтобы не просто быть человеком знающим, а быть человеком – ищущим знания и постоянно познающим этот мир. Ибо мудр тот, кто знает, что он ничего не знает, как говорил Сократ. А мы очень многого не знаем. И об этом нужно знать. Понимаете, друзья, истинная истина – это то, что постоянно нужно искать. В этом один из смыслов жизни – не знать, а узнавать. Истина где-то рядом. И мудрец знает, что она всегда будет недоступна для понимания человека, она всегда скрыта от его глаз. Мы можем знать лишь часть истины – то, что нам доступно и возможно даже позволено познать. Но что-то узнав, что-то открыв для себя, получив ответ на свой вопрос, человек одновременно получит и множество новых вопросов, он столкнется с множеством новых тайн, которые необходимо открыть, изучить, познать, чтобы узнать еще больше. Поэтому мудрый человек – это человек, который всегда открыт всему новому. Это человек, который будет познавать мир до последнего вздоха. К этому тоже нужно быть готовым. Я бы даже сказал – этого нужно хотеть. Определенность мудрому человеку не нужна. Он знает, что его знания не полны, сколько бы он всего не знал.

Я не могу и не стану утверждать, что каждый человек должен стремиться к чему-то великому, должен хотеть реализовать себя в полной мере, должен жить высшими ценностями и в конечном счете стать мудрецом. Это вопрос личных предпочтений, а может быть и предназначения человека. Жизнь часто показывает нам, что каждый человек должен находиться на своем месте. Я знаю многих людей, которых ничего в жизни не интересует, кроме того, что связано с их повседневным бытом. Они едят, пьют, спят, развлекаются, получают удовольствие от простых вещей и им больше ничего не нужно, вообще ничего. Они счастливы от того ограниченного образа жизни, который имеют. Значит, возможно, так и должно быть. Их жизнь должна быть именно такой. Не нужно им ничего высшего, великого, выдающегося, потому что они этого не способны понять. А есть люди, которые не могут жить ограниченной жизнью, их просто разрывает изнутри, если они не будут познавать, изучать, открывать, совершенствовать себя и реализовывать свой личностный потенциал. Вспомните того же Ломоносова, ну не мог он жить так, как жили другие люди в его деревне – он хотел большего, он был рожден для большего. И он к этому большему пришел. Поэтому быть или не быть мудрым – это возможно даже не выбор человека, а его предназначение. Как бы то ни было, если у вас есть желание обрести мудрость к старости – реализуйте его. Ибо лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал.

Некоторые люди начинают стремиться к мудрости лишь после того, как столкнутся с негативными потрясениями в своей жизни. Сильные потрясения часто заставляют людей переосмысливать свою жизнь и находить в ней новые ценности. Но важно не то, что вызовет в человеке желание стать мудрым, гораздо важнее то, что встав на путь мудреца, человек сделает первый и самый важный шаг в направлении мудрости. Он осознает высшую ценность в этой жизни, которой захочет обладать. В мудрость надо влюбиться, чтобы начать активно стремиться к ней. Ведь этот путь бесконечен, по нему можно идти вечно. Но тому, кто выберет его для себя, жизнь пойдет навстречу и будет всячески помогать. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

    как следствие, мудрость определятся не возрастом.

  • Не встретил здесь еще не одного мудреца. Есть интересные философы с нестандартным восприятием, кажется это потолок.
    Мудрость - она проявляется в житейских аспектах бытия либо же в аскетизме. Третьего варианта - нет. Остальное - показушная потуга, как правило.

    вода океана - она мудро содержит в себе информацию обо всём, что когда-либо происходило на Земле.

    В данном случае мудрее будет тот, кто не поленится и поищет ответ в интернете =) А вообще задачка хорошая. Только боюсь, что никто даже думать не станет над ее решением.

    ну так, как я в нашей паре один, то я мудрее:)

    мудрость не в Вопросах, а в умении -этот вопрос преподнести


    Если ты про свои вопросы, то отвечаю с моей точки зрения.

    Вопросы часто хорошие, но... Они часто настолько стилистически безграмотно преподнесены, что на них отвечать сложно. К тому же, ты свои вопросы часто дублируешь.
    Вот, например, вчера (?) ты задал череду вопросов про политику. А всё это можно оформить одним вопросом. Отвечать одинаково дважды тоже не все любят. А создать вопрос, а потом опрос из ожидаемы тобой ответов тоже.. странно. Выглядит так, что ты ждёшь только определённых ответов. А если так, то к чему вопросы, если опросом можно обойтись?

    Ещё недавно видел опрос у тебя с вариантами ответа - два ютубовских ролика. Хотя стилистически в ответы напрашивались ответы типа "да","нет".

    Вдобавок, ты большинство вопросов и так дублируешь ещё и латышском разделе. Опять лишние повторы... Что будет хорошо звучать по-латышски, не обязательно будет так же звучать по-русски.

  • Фиг знает.. время покажет. Иногда кажется что молодой бог, а проходит месяц-другой и думаешь, блин какой же я был наивный. Или глупый..

Во всех культурах мудрость ассоциируется с опытом и основывается на знаниях, полученных в прошлом. Но являются ли мудрость и знания одним и тем же? Сейчас молодые люди активно получают высшее образование и пользуются СМИ. Прежде чем вы узнаете о чем-то, они уже все найдут в интернете.

Андре Алеман, нейропсихолог и автор книги «Мозг на пенсии» , уверен, что мудрость - это скорее решение сложных жизненных проблем и умение действовать в трудных ситуациях, так что возраст открывает перед нами весьма заманчивые перспективы.

Что такое мудрость

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные ифилософские знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов.

Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Сначала надо определиться с понятием мудрости, - .

Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться, юмор.

Хотя обычно юмор не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания - необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луиза Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году.

«А почему нет, - ответила Кальман. - Вы выглядите довольно молодо».

Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их суждения гармоничны.

Мозг, позитив и обучение пожилых

К мудрости имеют отношение четыре отдела головного мозга.

  • Во-первых, это вентромедиальная префронтальная кора, задействованная в эмоциональных отношениях и принятии решений.
  • Во-вторых, внешняя часть префронтальной коры (технически, дорсолатеральная префронтальная кора), отвечающая за рациональное мышление и определение стратегии решения проблем.
  • В-третьих, кора передней части поясной извилины, фиксирующая конфликты конкурирующих интересов и разделяющая рациональное мышление и эмоции.
  • И, наконец, расположенное глубоко в мозге полосатое тело, которое активируется раздражителями, связанными с вознаграждением.

Области мозга, относящиеся к мудрости. Рисунок из книги

Исследование показало, что пожилые люди более сфокусированы на вознаграждениях, следующих за хорошими решениями, чем на негативных последствиях ошибок. Это означает, что они сосредоточены на нахождении правильных ответов больше, чем на предотвращении ошибок.

Если вы хотите научить 75-летнего человека пользоваться компьютером, то лучше сконцентрироваться на том, что он делает хорошо, чем постоянно указывать на промахи или напоминать, что какие-то действия выполняются иначе.

Не торопитесь

Они обращаются к большой «базе данных» знаний и опыта и способны принимать сложные решения, полагаясь на интуицию, - .

Как ни парадоксально, но, возможно, все это - результат более медленной работы головного мозга, вследствие чего пожилые люди менее импульсивны.

И поскольку принятие решения занимает у них больше времени, они получают больше информации, на основании которой и делают выбор. Кроме того, пожилые люди используют оба полушария, что помогает достигать отличных результатов.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить.

Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать).

Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом, - .

Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач.

Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. На самом деле старость - не такая уж и страшная штука. Просто человечество зациклилось на интеллекте и познавательных способностях. Но ведь это не самое главное в жизни. Правда же?..

Становимся ли мы мудрее с возрастом?

Давно хотел обсудить вопрос:
- А становимся ли мы мудрее с возрастом?

Ведь очевидно,что в 5 или 10 лет человек ещё многого не знает и не понимает.
Значит в 20 лет он гораздо мудрее, чем в 10?

Тогда возникает вопрос, до какого возраста человек становится умнее и мудрее?
Или это происходит непрерывно?

Под катом очень много букв. Кому не интересны долгие рассуждения, лучше не читать.

Возможно, что к 40 годам человек еще больше знает и понимает
Где-то в возрасте около 30-40 лет человек перестает накапливать знания.
Он что-то узнает, что-то забывает, но общее количество знаний остается постоянным. Возраст, в котором это происходит, зависит от конкретного человека, но, наверное, это рано или поздно происходит у всех.
Просто потому, что общаясь с человеком за 60 или за 70, не видишь, что он обладает каким-то огромным объемом знаний.
Еще с годами у многих теряется скорость памяти. Человек что-то знает, но не может быстро это вспомнить.

Одно дело – знать, совсем другое дело – уметь делать правильные выводы на основе имеющихся знаний.
Получается, что в период 30-40 лет человек вступает в период «насыщения» знаниями.
Если в 20 лет человек легко может просто накапливать знания, то в 40 лет человек забывает столько же, сколько узнает нового.

И многие люди с годами начинают понимать, что мир так сложен, что его не понять логикой. Его гораздо легче и правильнее понимать интуицией.
То есть, если мир настолько сложен, что сознание не может его полностью правильно понять, то нужно стремиться понимать мир на неком подсознательном уровне.
И многие люди с годами все больше и больше доверяют интуиции (подсознательному пониманию мира).
Интуиция – это хорошо, но только надо учиться ею правильно пользоваться.
Интуиция правильно работает тогда, когда меньше всего выдаешь желаемое за действительное. А это довольно трудно, если ты сильно заинтересован в определенном результате:)

Да, именно так. Именно наша "заинтересованность" предвзятость и предубежденность чаще всего и не дают нормально воспринимать подсказки интуиции.
Чем духовно чище, чем менее греховен человек, чем больше он победил и усмирил свои страсти, тем легче и правильнее он воспринимает голос интуиции, голос совести.

Получается, что более духовно зрелый человек и лучше слышит свою совесть и свой внутренний голос.
То есть, получается, что мудрый человек зачастую мудр не потому, что он больше знает, а потому, что он более победил свои страсти, а значит ему больше открыт внутренний голос, он лучше его слышит.

Как ведет себя человек, который не умеет себя вести и не владеет собой?
Он смотрит на окружающий мир.
И когда видит что-то, что ему почему-то не нравится, он тут же говорит или пишет об этом со всей своей энергией.

И совершенно не задумывается, действительно ли это плохо, или это просто вопрос вкусов.

То, что мы видим, может быть для нас плохо эстетически или быть чем-то вредным или опасным.
Если оно просто не нравится нам эстетически, плохо выглядит и пр. Это одно.
А если то, что мы видим – это что-то плохое и опасное. Это другое.
А если мы видим нечто недостойное, что-то аморальное, что-то вредное. Это – третье.

Допустим, я вижу новый автмобиль Жук Ниссан. И с моей точки зрения – это самый уродливый и ужасный автомобиль. Я могу высказать своё отношение. Ну не нравится мне Жук и все. В этом случае вряд ли будет много мудрости в том, что мне нравится Жук или не нравится.
Мудростью, пожалуй будет, сдержать своё мнение, не высказывать его. Вдруг кому-то это мнение покажется обидным, если кто-то купил себе этот Жук.

А если я вижу, например книгу Сергея Минаева «Духлесс». Я считаю своим долгом высказать свое отрицательное мнение об этой книге.
Сказать, что эта книга во-первых безобразная в художественном отношении, а кроме того она примитивно-безнравственна, так как ничему хорошему не учит, ее читать – это не только время терять, но и наносить себе вред.

На мой взгляд, уже будет мудрым, в аккуратной форме высказать свое отношение к этой книге, чтобы предостеречь тех, кто еще не читал это творение. Чтобы те, кто не знает, ненароком не напились воды из отравленного колодца, чтобы не потеряли время и не нанесли себе вред.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что мудрость ум или их отсутствие зависят не столько от возраста, сколько от конкретного человека.
Человек может быть глупым в молодости и потом превратиться в старого дурака.

Мы как раз говорим о среднем человеке, то есть сравниваем человека с самим собой, но в разные возрасты.

Становится ли человек мудрее с возрастом?

Я бы сказал так, если человек работает над собой, если человек улучшает и свой багаж знаний, человек вряд ли сможет увеличивать объем знаний, но он может улучшать качество знаний, человек может расти духовно.

И вот, если человек растет духовно, то время работает на него,
а если человек духовно деградирует, то время работает против него.

Поэтому можно сказать так
– Если человек улучшается, то он станет лучше с возрастом, а если ухудшается, то он станет только хуже.

Единственное, что происходит неотвратимо – человек с возрастом теряет естественную прыть.
Ему уже просто меньше хочется или хотя бы меньше можется грешить.

Человек с возрастом волей-неволей становится меньшим грешником.
Если молодому хочется попрелюбодействовать 7 раз в неделю, то человеку за 60, это вполне может быть не по силам.

Так что с возрастом происходит некоторое естественное угасание страстей.
С этой точки зрения пожилые люди становятся мудрее – у них меньше уровень страстей, меньше предвзятостей и меньше соблазнов. Пожилого человека труднее раскрутить «за конфетку».

У нас есть только две возможности.
Либо мы признаем, что люди за 50 в среднем мудрее, чем люди до 30, либо не признаем.
Но если мы не признаем это, то отсюда логически следует, что человек не умнеет с годами. Что человек с годами деградирует.

Вы готовы признать тот факт, что вы вчера были умнее, чем вы сегодня?
Вы легко признаете тот факт, что вы сегодня умнее, чем вы вчера.
Но готовы ли вы признать что сегодня вы глупее, чем будете завтра?

Народные представления подтверждены научными экспериментами. Ученые доказали, что люди более старшего возраста, несмотря на общее снижение интеллектуальных способностей, обладают заметно большей мудростью по сравнению с молодыми, а потому их мнение должно учитываться в дебатах и при принятии законов. С подробностями - корреспондент Олеся Грачева.

Грачева: Когда к человеку приходит мудрость - уже в молодости или только в старости? Поиском ответа на это вопрос озадачились ученые Мичиганского и Техасского университетов. Собрали 247 добровольцев молодого (до 40 лет), среднего (до 59 лет), и старшего (после 60 лет) возраста. Психологи попытались оценить способность испытуемых разрешать конфликты. По их мнению, именно это признак мудрости. В первом эксперименте добровольцам предлагали прочитать три газетных статьи с описанием трех несуществующих общественных конфликтов, якобы происходящих в малоизвестных странах. Например, конфликт в Джибути, где одна этническая группа выступает за сохранение традиций, другая - за включение в современный цивилизованный мир. Второй эксперимент проводили с теми же испытуемыми, но через год после первого. На этот раз им давали прочитать три реальных письма с описанием конфликтов между родственниками. Во время каждого эксперимента ученые обсуждали с подопечными конфликт и по возможности находили выход из ситуации. Анализ результатов показал, что старшая группа превосходит молодую. Пожилые люди продемонстрировали рассуждения более высокого порядка, видение разных путей, меньшую категоричность и большую способность идти на компромисс. То есть, по мнению авторов, оказались более мудрыми. Мужчины и женщины по мудрости не различались. С выводами американских ученых не поспоришь, ведь мудрость приходит с годами, уверен руководитель Российского общественного движения социально-психологической помощи Марк Сандомирский.

Сандомирский: Известная фраза "Мои года, мое богатство" как раз применима к данному случаю. Дело в том, что жизненный опыт, который человек накапливает с годами, так называемый интеллектуальный капитал, он может в дальнейшем конвертировать, превращать, более правильно распоряжаться своими знаниями.

Грачева: Единственное, в чем старшие испытуемые уступают молодым и людям среднего возраста, - в величине так называемого подвижного интеллекта, то есть скорости мышления и объему рабочей памяти. Несмотря на это, пожилые люди более тонко и объективно разбираются в конфликтах. С этим тезисом согласна директор института возрастной физиологии Российской Академии образования Марьяна Безруких.

Безруких: Результаты исследования не расходятся с общепринятыми представлениями о том, что с возрастом люди становятся менее конфликтными, способны более беспристрастно судить о ситуации, могут смотреть на проблему со стороны, могут абстрагироваться от излишних эмоций. Это вполне обоснованно. Человек, который прожил уже достаточно большую жизнь, понимает, что не всегда эмоции помогают разобраться в ситуации, не всегда стоит считать, что вот эта ситуация пиковая и нет выхода из этой ситуации.

Грачева: Американские ученые предложили учитывать мнение старшего поколения при принятии законов, приглашать в качестве консультантов и в других вопросах. Однако психологи оговариваются: в уравнении "мудрость пропорциональна возрасту" есть исключения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!