Как обустроить роскошную жизнь даже в небольшой квартире. Как обустроить личную жизнь Обустроить жизнь

Здравствуйте мои дорогие читатели и гости блога! Я с недавних пор стала уверена, что и простота делает меня счастливее. Заметила, что даже взгляды на многие вещи и событии стали другими, более осознанными. Я начала замечать мелочи, понимать тех людей, которые раньше казались мне чудаками, в моей жизни стало меньше переживаний и суеты. Такое ощущение, что я перешла на совершенно новый уровень. Но до идеала, конечно, мне далеко, но, тем не менее, я довольна результатом.

Как сделать жизнь проще

Простота стала для меня образом жизни, а упрощение – одной из нескольких целей. Во многом мне помогла моя . Ведь на самом деле очень сложно себя переорганизовать, изменить привычки и мышление. Но время и труд, как говориться, все перетрут. Свой путь минималиста я только начала, но уже освоила множество истин, которые меня вдохновляют и дают мотивацию двигаться дальше.

Те, кто еще не познал всех преимуществ данного направления, хочется посоветовать хотя бы попробовать. Ведь хаос в жизни происходит из-за переизбытка. В доме – вещей, в голове – мыслей. Наша задача расставить все по полочкам, выделить приоритетные направления, которые в первую очередь нужно развивать, отбросить все лишнее и избавиться от материального и нематериального хлама.

Сегодня я попытаюсь сформулировать правила, которые помогут каждому из вас сделать свою жизнь проще и легче для того, чтобы вы получали от нее удовольствие, занимались приятными делам и насладились ею сполна.

Выбросьте весь хлам

Я считаю, это первое, что необходимо сделать на пути к упрощению жизни. Мало кто придает этому особое значение, а зря. Невероятно, но как только вы , вы почувствуете , получите огромный заряд мотивации, который в конечном итоге приведет вас к осознанию, чего же все-таки вам не хватает, что вы хотите изменить. Это правило не только избавить вас от лишней и ненужной суеты, освободит место в доме, но и даст возможность изменить свое представление о смысле жизни в целом. Громкие слова, согласна, но именно с этого началось мое саморазвитие, сознание как будто претерпело очистку. И я уверена, что и вас ждет большая, но приятная неожиданность. Просто попробуйте в течение недели выкидывать все, что захламляет ваш дом, все ненужное и неиспользуемое вами. Приготовьте 2 коробки – в первую складывайте мусор, во вторую то, что хотите подарить или продать. Главное не жалейте ни о чем!

Расставьте жизненные приоритеты

Что для вас главнее в данный момент: семья, деньги, здоровье? Порой мы считаем, что на сегодняшний день нет ничего важнее карьеры, а дети, жена, муж, родственники, болячки, отдых и общение с друзьями – все это подождет. Стоп, а когда тогда жить? На пенсии, в те недолгие выходные? Так не пойдет. Жизнь одна и ее прожить нужно, выжимая все соки. Существует огромное количество методик и правил, которые помогут вам организовать свою жизнь, правильно и при этом жить в полную силу не обделяя себя и других.

Недавно я наткнулась на очень интересное видео, которое действительно помогает точно разобраться с приоритетами, которые продиктованы в большинстве своем не умом, а сердцем. Обязательно посмотрите это видео, вы будете удивлены, насколько человек может ошибаться и принимать неверные решения в своей жизни только из-за того, что не умеет выделять важное.

Организуйте свой быт

Порой домашние дела отнимают у нас много времени, не давая возможности получать удовольствие, делают будни скучными и неинтересными. Но есть один выход – оптимизировать свой быт, сделать его ведение проще и легче. Например, та же . Невероятно, но ога творит чудеса. Уже миллионы хозяек убедились в ее эффективности. Благодаря советам и методике , вы будете тратить минимум времени на ведение домашнего хозяйства, при этом чистота и порядок не покинет ваше жилище.

Кроме того, стоит обратить внимание на . Это значительно упрощает пользование ими и упорядочивает пространство. Ну и как всегда советую придерживаться . Не стоит хранить то, чем не пользуетесь, то, что не приносит вам пользу и радость. В этом смысле советую прочесть вам книгу “Магия уборки” .

“Почистите” свой круг общения

Звучит необычно но, тем не менее, значительный отпечаток в нашей жизни оставляют люди. Без общения мы не выживем. Быть затворником невыносимо, неприлично, опасно, но в окружении каждого человека есть ряд людей, которые ничего кроме негатива не приносят. Это могут быть коллеги по работе, соседи, и даже родственники. Ограничьте общение с такими уникумами к минимуму. Не встречайтесь без дела, и найдите в себе силы сказать им, почему вы приняли такое решение. Возможно, для них это будет толчком к переменам.

Лучше радуйте себя общением с любимыми друзьями, родственниками, семьей. Заводите новые знакомства, общайтесь, но при этом ставьте фильтр и пропускайте в свою жизнь только добрых и положительных людей, с которыми вам легко и просто. Не бойтесь показаться эгоистичным, стервозным человеком. Дайте понять, что и только вам решать, как ее строить.


Обращайте внимание на мелочи

Наверное, вы спросите, как вопрос про простоту может иметь отношение к мелочам. Да все очень просто. Когда мы уделяем внимание деталям, радуемся и замечаем мелочи, жизнь становиться насыщеннее, счастливее, приобретает некое понимание смысла существования. При этом время на распыление на все и вся у вас просто не хватит. Наша жизнь складывается из мелочей. К примеру, вы можете поставить на полку 100 статуэток и не наслаждаться их видом, а можете поставить лишь одну, самую любимую и дорогую сердцу, которая постоянно будет привлекать ваше внимание. Можно жениться на одной женщине, подарит ей всю свою любовь, и получить взамен благодарность заботу и нужность, или постоянно быть в поиске любимой и прыгать из койки койку, растрачивая свою жизненную энергию направо и налево.

Примеров может быть множество и многие не согласятся со мной, что это совсем не детали. Я буду очень рада, если вы так не считает, потому что, скорее всего вы знаете истинную ценность этих “мелочей”.

Ищите в отрицательном положительно

Планируйте время

Опять планирование, но без него никуда. Чтобы успеть главное в своей жизни, уделять время наиболее важным вещам, нужно время, минуты, часы, дни, годы. Зачастую их не хватает. Попробуйте распределить сутки на отдельные блоки – работа, семья, отдых… Не забывайте про себя. Что касается важных дел, то лучше всего, чтобы они были связаны с вашими целями. Не стоит распыляться впустую и делать то, что не приносит удовольствие, не приближает вас к мечте. Старайтесь делать все в радость и помнить о том, к чему стремитесь. Это и будет вашей главной мотивацией, даже если вы в это время едите “лягушку”.

Одиночество, лень, отдых

Порой очень жалко тратить время на отдых, ведь время идет, нужно . Но как я уже сказала, главная наша миссия на земле – получать удовольствие, жить в радости и счастье. Если вы будете целыми днями пахать, не видеть детей, не заниматься собой, а только делать, делать и делать, то, к сожалению, вас ждет весьма плачевный результат. Здоровье, скорее всего, подорвётся, отношения с близкими испортятся, да и радости в этом никакой. Научитесь отдыхать, лениться, находиться в одиночестве. Что вам больше нравиться, то и выбирайте, это жизненно необходимое правило, которое просто недопустимо нарушать.

Если вы будете правильно распределять свое время, трудиться над важными задачами, успевать главное, то тогда ваша жизнь станет проще.


Работа минималиста

Без работы никуда. Это источник денег, который, по сути, воплощает большинство наших желаний. Но и в данной области можно поработать над упрощением. Например, если вы ненавидите коллег, шефа и вообще, то, чем занимаетесь, то стоит рассмотреть возможность смены работы. Найдите такую, которая будет вам по душе, где вы будете чувствовать себя легче, проще и увереннее. А чем короче будет путь от дома до работы, тем лучше.

Над рабочим местом также стоит похлопотать. Выкиньте весь хлам, расчистите пространство, уберитесь в ящиках, организуйте хранение канцелярии и бумаг, рассортируйте их по виду, назначению и так далее. На работе занимайтесь только работой. Так вы будете эффективнее, в ваши старания будут заметны.

Обязательно устраивайте пятиминутки отдыха. Познакомьтесь с .

Долой перфекционизм

Быть лучшим, делать все идеально – это конечно хорошо, если это не мешает вам жить. Но зачастую данное качество не приносит людям удовлетворение. Быть самым-самым это огромный труд и обязанность, прежде всего перед собой. Если планка падает, то и самооценка страдает. Лучше направьте свои силы на качество, не корите себя за то, что что-то получилось не так, как хотелось. Главное стараться, пытаться, но ни в коем случае не винить себя. В некоторых случаях ситуация доходит до абсурда. Но помните, вы никому и чего не должны.

Простая еда

Экзотика в моде, а шикарные и сложные блюда становятся популярнее. Но вместо того, чтобы часами стоять у плиты, можно приготовить не менее вкусные блюда из простых ингредиентов быстро и легко. Если вы хотите чего-то необычного, лучше сходите в ресторан, закажите суши или любое другое лакомство по душе, а для домашнего приготовления оставьте все самое простое. Составьте список рецептов, которые буду для вас палочкой выручалочкой и заранее. Это значительно сэкономит время.

Списки, списки, списки…

Если вы сделаете из всего перечисленного в статье только это, то уже почувствуете, как сделали свою жизнь проще. Это я вам гарантирую. Списки могут быть на все случаи жизни. Например, покупки, хотелки, подарки, лекарства, блюда, планы, цели, домашние дела, рутины, события, даты, праздники, книги, которые вы хотите прочитать, инвентаризация бытовой химии, одежды, вещей в садик и так далее. Теперь вы будете всегда знать, что докупить, что взять с собой, что дома не хватает. Количество списков неограниченно, пробуйте и экспериментируйте.

Сделайте жизнь проще – сэкономьте

Благодаря спискам вы можете существенно . Но это не единственный способ удержать дополнительную копеечку в кошельке. Прежде всего, после не покупайте того, что вам не нужно, обходитесь минимумом и теми вещами, которые вам действительно нужны. Например, зачем покупать 10 сковородок, если можно обойтись максимум тремя? Зачем покупать кухонный инвентарь, например, различного рода комбайны или овощерезки, если вы ими пользуетесь 1 раз в год и то не всегда? Зачем приобретать предметы декора, которые ну никак не вписываются в интерьер комнаты? В общем, таких вопросов может быть миллион. Думайте сами, решайте сами, экономить или нет.


Научитесь говорить “нет”

Безотказность, стремление угодить, помощь всем и каждому не делает нашу жизнь проще. Быть спасателем и помощником – это хорошо, но только тогда, когда это не мешает воплощать идеи и цели в жизнь, когда вы не страдаете от этого и не испытываете грусть. Научитесь отказывать тем, кто на самом деле не особо нуждается в вашей помощи. Особенно это касается знакомых и не совсем близких вам людей, например, коллег по работе. Прежде всего, думайте о том, не помешает ли вам ваша безотказность.

Доводите дела до конца

Незаконченные дела могут свести с ума любого. Лучше оградить себя от состояния чего- то незаконченного, отпустить эту ношу и очистить голову от мыслей неудачного предприятия. Либо забудьте о событии, которые вы не сумели довести до ума, либо, в конце-концов, завершите, поставьте точку и двигайтесь вперед. И постарайтесь не составлять за собой шлейф дел. Уделяйте предприятию все свое внимание, не распыляйтесь по сторонам, сосредоточьтесь на одном.

Здоровый образ жизни

Еще один способ сделать свою жизнь проще – вести здоровый образ жизни. Тогда будет меньше хлопот и забот относительно своего здоровья, которое очень ценно для каждого человека. Бросите курить – убьете несколько зайцев – сэкономите деньги, поправите здоровье, проживёте дольше. Будете заниматься спортом и – меньше будете страдать от лишнего веса, самооценка будет на вершине, в жизнь станет счастливее и красочнее. Возможностей будет больше, начиная от одежды, заканчивая личной жизнью. Так что делайте выводы.

Упростите свой имидж

Вместо того чтобы скупать тысячи кофточек, которые в тренде, делать неосознанные покупки абсолютно ненужных вам вещей, которые вы вряд ли оденете, постарайтесь время на составление или . Это палочка выручалочка на все случаи жизни. Подробнее обо всем этом вы можете прочесть Это марафон преображения, который однозначно упростит вашу жизнь и избавить от лишней суеты.

Делегирование

Искусству распределения дел другому лицу еще нужно поучиться, чтобы все участники были довольны. Например, вы мама, в семье есть дети, которым по силе уже несколько домашних дел. Поручите им ответственные задания – мыть посуду, заправлять кровать, собираться самостоятельно в школу и так далее. То же самое касается мужа, который, к примеру, будет ежедневно выкидывать мусор. Делегирование очень важная штука в вопросе организации и упрощения жизни. Подробнее об этом читайте .

Составьте индивидуальный план, как сделать жизнь проще

Ну а теперь после прочтения статьи составьте свой план упрощения своей жизни, что – то возьмите отсюда, что-то добавьте свое. Чем подробнее будет ваш план, тем лучше. Не торопитесь, у вас есть время для развития, совершенствования. У вас все получиться, главное помните, не оставляйте незаконченных дел, ставьте перед собой цели и спланируйте ее достижение. Маленькими шажками вы добьетесь всего, что захотите. Простая жизни реальна, и она уже ждет вас. Это жизнь, где есть место радости, важным мелочам и счастью, и нет места разочарованиям, неудачам и скуке. До новых встреч!

В нашей голове не укладывается, что жить с комфортом можно в 20-метровых апартаментах и использовать при этом минимум вещей. Ведь, по сути, при современном бешеном ритме больше нам и не нужно.
Самое интересное, что, даже если мы по счастливому стечению обстоятельств обладаем невероятной по размерам квартирой, мы не используем до 50% ее пространства. Просто потому что нам это не нужно.

1. Избавляйтесь от лишних стен

Во-первых, отсутствие очередной стены физически добавляет пространство. В случае с небольшой квартирой одно просторное пространство лучше, чем нагромождение стен. Более того, после перепланировки появится больше возможностей для зонирования.



С
Это квартира в Гонконге. Местные славятся своим умением жить в самых невероятных условиях, на площадях в 10 квадратных метров (иногда впятером). В этом случае маленькая площадь заставила хозяев помучиться с ремонтом, но результат того стоил: в однушке уместился домашний кинотеатр, домик для трех кошек, спальня, ванна с туалетом и огромная кухня.

2. Зонируйте!

Это востребованный прием в небольших квартирах - он позволяет сделать пространство функциональным и комфортным. Условные зоны можно обозначить с помощью мебели. Вместо стены используется барная стойка, чтобы разделить зоны кухни и жилых помещений; иногда дизайнеры выбирают узкие стеллажи, а порой даже арочные перекрытия. Но последние не должны быть массивными, иначе визуально пространство станет меньше.
Небольшие квартиры также зонируют с помощью предметов интерьера - светильников, картин, текстиля. Можно использовать правильное освещение, расширять пространство за счет контраста обоев и напольных материалов.



Не стоит применять сразу несколько видов декора. Например, если ставка сделана на текстиль, сыграйте на контрасте цвета и материалов. Используя декоративные статуэтки, вазы, посуду и пр., помните, что выгодно обыграть можно всего один предмет интерьера, который задаст тон всему пространству.




«Спасенное» место для готовки.
Прежде чем начинать делать ремонт, составьте план жилой площади с учетом имеющейся мебели. На этом этапе самая главная ошибка - стремление впихнуть в новую квартирку как можно больше. Конечно, вы можете притащить с собой хлебопечь и велотренажер, но задумайтесь: хлеб вы уже давно покупаете в магазине (там он свежий и достается вам без головной боли), а на велотренажере у вас уже полгода сушится белье каждые выходные.


Отличный пример «умного» распределения пространства.



Светлая отделка и продуманная система хранения превратили обычную и скучную детскую в комнату «с картинки».



Иногда ванну можно заменить душем и совсем не испортить себе жизнь.

3. Монолитный пол

Тот случай, когда не стоит показывать дикую силу собственной фантазии. Пусть на всей площади квартиры лежит монотонный одноцветный (или однотипный) пол. Во-первых, единое напольное покрытие легче мыть, во-вторых, из квартиры исчезает визуальное разделение и пространство становится больше.

4. Цвета - только светлые

Темные и яркие оттенки хороши для создания каких-то акцентов. Основной цвет стен и цвет мебели всегда должен оставаться светлым. Так площадь будет казаться просторнее. Еще один отличный способ увеличить пространство в квартире - использовать зеркала.




Кухня, которую спас белый цвет.
Если не белый, то…
Для обеспечения расслабляющего эффекта лучше выбирать коричневые, кремовые, зеленые или голубые оттенки.
Желтые оттенки положительно действуют на нервную систему, укрепляя ее и принося радость домочадцам.
Красный и его оттенки быстро утомляют.
Розовый цвет успокаивает человеческий организм, но иногда вызывает беспокойство и агрессию.




Грусть и розовый кафель.



А к розовому кафелю - зеленая штукатурка! Неудивительно, что дизайнер психанул и оставил только белый цвет. Он мало того что выглядит стильно, так еще и визуально расширяет пространство.



Кухня, которой подарили вторую жизнь.



4-метровый балкон, на котором хочется остаться навсегда.

«Что мне делать с моей жизнью?» - спрашивает женщина, возводя глаза к небу. У кого-то такие «разговоры с счастьем» случаются почти каждый день, у кого-то – чуть реже.

Вопросов – легион. Нужно ли делать карьеру, если не хочешь, заводить детей, если не любишь их? А выходить ли замуж? Увеличивать ли грудь, если ты ей довольна, а возлюбленный – нет? А может, вообще плюнуть на все и уехать в Таиланд – сдать квартиру и жить на арендную плату с нее? Или найти работу там. Осудят? Да и все равно! Или не все равно?

Россиянка 25 лет и старше раздираема внутренними противоречиями. В ее голове, как в доме Облонских, все смешалось.

Она появилась на свет в Советском Союзе, воспитывалась родителями, рожденными там же, училась в советской школе (такой она оставалась до начала 2000-х), поступила в постсоветский вуз.

После выпуска из альма-матер она оказалась в жестоком мире капитализма. Без гарантий на трудоустройство, стабильную зарплату и светлое будущее. А тут еще подоспела философия гедонизма: бери от жизни все, наслаждайся, смакуй удовольствия.

Девушка старается соответствовать. Исправно работает, ездит на море, ходит на свидания. Но мама с бабушкой недовольны. Они снисходительно выслушивают рассказы об успехах на работе и резко переводят тему. «В 25 надо родить!», «организм стареет», «после 30 никому будешь не нужна» - названия их любимых «пластинок».

Психологи объясняют: еще 30 лет назад человеческая жизнь для многих была как шкала, с делением на временные отрезки.

До 25 лет следовало выйти замуж, иначе – старая дева, до 26 – стать мамой. Не получилось? В роддоме поставят позорное клеймо «старородящая». Исполнилось 50 лет – добро пожаловать в бабушки. Спицы, кресло-качалка и внуки прилагаются.

Женщине сегодня сложно совместить установки из прошлого века и реалии современной жизни. Сейчас жизнь предлагает очень жесткие требования к людям - они должны заработать на себя и на свою старость. А когда им говорят: рожай детей, организовывай семью, они говорят: у меня нет денег, если я потеряю работу, то я очень быстро стану бедной. Содержание ребенка – это дорогое удовольствие. Это долгосрочный проект, требующий очень большого количества страховок, - рассуждает врач-психиатр, психотерапевт Алексей Магалиф.

В странах Западной Европы и в США другие реалии. В массе своей женщины не стремятся запрыгнуть в уходящий поезд. Они сидят на перроне и ждут другой, попутно наслаждаясь жизнью. В России же до сих пор показывают пальцем на бездетную женщину за 30.

Эксперты приводят пример: в Англии женщины до 33-35 лет замуж не рвутся, а детей рожают не раньше чем в 35-36 лет. В России многие девушки уже в 22 года заламывают руки и причитают: «Я уже старая дева».

У женщин «третьего возраста» свои стереотипы. Россиянки до сих пор смотрят на европейских бабушек, живущих для себя, как на инопланетян.

Они вышли на пенсию, они стареют, они начинают на каком-то этапе либо внуками заниматься, либо сидят и ждут смерти. А могли бы… писать мемуары, идти преподавать – за плечами такой жизненный опыт, - рассуждает Александр Дрейзин.

По сравнению с СССР требований к женщине стало еще больше. «Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица» - это идеал юной особы. Женщине средних лет достаточно было быть просто замужней, матерью и труженицей.

Сейчас же, в эпоху Instagram, работница и мать должна иметь подтянутую фигуру, идеальную кожу, модно одеваться и умело краситься. Еще, пожалуй, путешествовать несколько раз в год, а то упрекнут, что неинтересно живет.

Часто любительницы сравнивать свою жизнь с картинками в соцсетях оказываются у меня в кресле с тяжелыми неврозами, зачастую запущенными, - сказал Александр Дрейзин.

По его мнению, стереотипам общества больше подвержены люди тревожные, мнительные, с неустойчивой психикой. Среди женщин таких чуть больше. Мужчины чаще довольны своей жизнью и не стремятся соответствовать чужим ожиданиям.

Психологи говорят: нужно нравиться трем людям – самому себе, своему начальнику и своему возлюбленному. Если все эти три персонажа от вас в восторге – нет повода для беспокойства.

Большинство из нас регулярно задаётся массой вопросов. Как начать новую жизнь? Как стать успешным - научиться везде успевать? Как привлечь удачу в свою жизнь? Список можно продолжать долго. Объединяющий вопрос: как достичь своей цели? Так как же её достичь?

Одинакового для всех ответа на этот вопрос нет, как нет двух абсолютно одинаковых людей. Просто не существует в природе. Когда мы видим потенциально «успешного» человека, у которого и дом с машиной, и отличная работа, и семья, невольно спрашиваем себя: в чём же, собственно, рецепт такого успеха? Существует ли схема, некий общий алгоритм счастливой жизни?

Такой схемы нет, увы. И вообще никаких планов и схем во Вселенной не бывает. Бывают лишь действия и их последствия. Иначе говоря, причинно-следственные связи. И закономерности. Но для того, чтобы научиться понимать эти закономерности, человеку необходимо пройти путь длиной в жизнь. Всё постигается со временем.

Отсюда следует, что время - это некая основная ценность. Поэтому первым условием успеха является умение грамотно распоряжаться своим временем. Только научившись планировать свою жизнь наперёд (на день, месяц, год и т.д.), мы сможем разглядеть «ступени», по которым идёт наше восхождение к успеху. А также научимся видеть причинно-следственные связи, которые находятся между этими «ступенями».

Нелишним будет также разобраться в своих приоритетах. А именно понять: что главное, а что - второстепенное. Многие люди тратят энергию и здоровье на совершенно ненужные для них вещи, а потом жалуются, как это их угораздило упустить то главное, на чём нужно было сосредоточиться в первую очередь. Необходимо выстроить собственную иерархию ценностей.

Когда мы поймём, наконец, что для нас главнее всего, мы сможем увидеть и примерные пути достижения поставленных целей. Этими целями может быть что угодно: красивый дом или повышение по службе, большая семья или дальнее путешествие. Или всё вместе. Но нужно учесть, что всё и сразу сбывается только в сказках. Не стоит торопить события. Иначе можно споткнуться где-то на одной из «ступенек» и больно удариться. А то и вовсе скатиться в самый низ.

Давайте радоваться малому. Когда мы уже чего-то достигли (на большом пути), мы должны искренне радоваться и за себя, и за людей, которые были рядом. Это отличный стимул к повышению собственной мотивации. Мы должны радоваться даже тем вещам, которые, на наш взгляд, не имеют большого значения. Если у вас яркая улыбка - прекрасно, если вы хороший рассказчик - замечательно, если вы умеете вкусно готовить - это тоже плюс. Старайтесь видеть приятные мелочи. Давно известно, что именно из мелочей и состоит вся жизнь…

Одной мотивации, конечно же, недостаточно. Необходимо действовать. И если цели наши весьма глобальны, то и действия должны быть такого же масштаба. Но повторюсь: начинать нужно с малого. Допустим, кто-то из нас собирается выучить английский язык. Для этого он копит деньги на курсы, наводит справки о разных школах. Такому человеку будет полезно обзавестись соответствующими знакомствами, а также посидеть вечер-другой с учебником и вспомнить то, что он учил ранее. Возможно, он поймёт, что язык - это не его конёк, и передумает.

Возможно, напротив: достигнет отличных результатов за короткий срок. Всё зависит от мотивации, ранее полученных знаний, а также степени необходимости выучить этот язык. И, разумеется, человек этот не должен зацикливаться. У него наверняка есть семья, которой необходимо уделять время, работа, где он ценится как отличный специалист, а также масса других обязанностей. Легко можно научиться совмещать разные виды деятельности.

Резюмируя сказанное выше, я выделю первые условия правильных действий: это правильная мотивация, работа со временем, а также умение ценить мельчайшие успехи, которых мы достигаем на нашем долгом пути. В остальном успех достигается собственным трудолюбием и зависит от конкретных сфер жизни, в которых это трудолюбие применяется.

Жизнь - это гонка, где каждый стремится вырваться вперёд, чтобы придти к финишу последним.

Что самое приятное узнали вы в прошедшем двадцатом веке? Разброс ответов может быть широким – полет Гагарина, генетика, Интернет, телевидение, видео и аудиозаписи и т.д. В одной книжке, например, было написано, что пройдут тысячелетия, но ХХ век будут вспоминать из-за восстановления еврейского государства, кто-то на первое место ставит кубик Рубика – то есть, у каждого свои представления о “вековых” ценностях, чаще всего не совпадающие с представлениями даже самых близких друзей, не говоря уже о посторонних. Напоминаю – речь идет о приятном. Рискуя быть обозванным всякими словами, заявляю – самые приятные штучки, которые подарил нам прошлый век – это фракталы, флексагоны и игра “Жизнь”. Напрягите память и фантазию – ничего более приятного вам не найти. О флексагонах и фракталах поговорим позже (99% удовольствия состоит в его предвкушении), нынче звезды благосклонны (и об астрологии поговорим) к разговору о жизни.

Часть 1. Вступление. Жизнь - как телеграмма, короткая и с ошибками!

Сейчас вы прочитаете о замечательной игре, которая так и называется – игра Жизнь. Это не “стрелялка”, не собирание сокровищ и не противоборство с компьютером в привычном понимании игр. Жизнь – это даже не игра, а некоторое моделирование, доступное, занятное и увлекательное для программистов, философов, биологов и просто любителей всяких забав. Впервые рассказ об этой игре появился в книге Мартина Гарднера “Математические досуги” (М.,Мир 1972), а в его же книге “Крестики-нолики” (М.,Мир 1988) приведен материал, обобщающий буквальный шквал находок, появившихся на волне всеобщего увлечения игрой. Популярность её была необычайно высока. Не было ни одного программиста, не писавшего программы для Жизни. Как только появлялось новое оборудование: древние теперь ЕС-ки, СМ-3, СМ-14-20 ДВК, Синклер-Спектрум – на экранах вскоре начинали ползать причудливые организмы. Появление ПК, массовый доступ к ним открывает возможность желающим написать программу для Жизни или, имея такую программу, поиграть с ней.
В книге Ч. Узерелла “Этюды для программистов” (М. Мир 1982) самым первым пунктом идёт предложение написать программу для игры Жизнь. Сам процесс обдумывания нехитрого алгоритма, способа задания колонии клеток и вывод на экран очень полезен для новичков и доставит удовольствие опытным программистам. Но, как выяснилось, пришло новое поколение незнакомое с игрой Жизнь, даже многие программисты не слышали о ней, не говоря уже о школьниках и студентах. Поэтому познакомим их с правилами Жизни.

Прежде надо сказать об авторе. Игру создал Джон Конуэй. Собственно, так называемая теория клеточных автоматов давно известна узкому кругу математиков, но удачные алгоритмы наследования, предложенные Конуэем, сделали его детище необычайно популярным. Вряд ли Конуэй ожидал, что его игра вызовет столь бурный интерес – как в научных кругах, так и среди любителей компьютерных забав. Основная заслуга в этом принадлежала известному популяризатору науки Мартину Гарднеру, опубликовавшему исследования Жизни в журнале “Scintefic American” в начале 70-х годов. Игра состоит в том, чтобы, начав с какого-нибудь простого расположения фишек (организмов) на различных клетках доски, проследить за эволюцией исходной позиции под действием “генетических законов” Конуэя. Законы, напоминающие обычные биологические, управляют рождением, гибелью и выживанием фишек: колония погибает от перенаселённости, то есть слишком большой плотности фишек, или от одиночества (разрозненности фишек) и иногда переходит в стабильный цикл превращений с определённым периодом. Кроме того, должны существовать начальные конфигурации, заведомо обладающие способностью к беспредельному развитию, правда с условием, чтобы было непросто доказать эту “беспредельность”. Необходимо также оговорить кажущиеся расхождения в терминологии – иногда говорят об организме, имея в виду, что он состоит из клеток, меняющихся по законам Конуэя, а иногда говорят об организме, как ячейке крупной колонии организмов, что, в принципе, разные названия одного и того же процесса. Игры, подобные Жизни, прежде разрабатывали и другие математики, но только генетические законы Конуэя позволили найти золотую середину между слишком высокой рождаемостью и смертностью, при которой ход “жизни” можно прослеживать на большую глубину и даже играть вручную.

Часть 2. Напоминание Жизнь такова, какова она есть и больше никакова. Каково?

Напомним, что каждую клетку доски – а доска предполагается в идеальном случае бесконечной – окружают восемь соседних клеток. Законы Конуэя формулируются следующим образом:
Выживание. Каждая фишка, у которой две или три соседки, выживает и переходит в следующее поколение.
Гибель. Фишка, у которой больше трёх соседей, погибает от “перенаселённости” и снимается с доски. Фишка, вокруг которой нет соседей или только одна соседка, - умирает от одиночества.
Рождение. Если число фишек, с которыми граничит какая-нибудь пустая клетка в точности равно трём (не больше и не меньше), то на этой клетке рождается новый организм, то есть следующим ходом на него ставится одна фишка.
Важно понять, что рождение и гибель всех “организмов” происходит одновременно. Вместе взятые они образуют одно поколение, или один ход. Начните игру – расположите на доске произвольную конфигурацию из фишек (можно использовать обычные шашки) и запустите первый шаг жизни, то есть уберите погибших и поставьте родившихся. Потом повторяйте шаги, наблюдая за популяцией. Вскоре после начала игры вы заметите, что популяция всё время претерпевает необычные, нередко очень красивые и всегда неожиданные изменения. Иногда, обычно через большое число поколений, первоначальная колония организмов постепенно вымирает: все фишки исчезают – или, напротив, исходные конфигурации переходят в устойчивые и перестают изменяться (например, блок из четырёх фишек), либо навсегда переходят в колебательный режим. Часто возникающая во время игры колебательная конфигурация – “светофор”, или “мигалка”: три фишки по горизонтали или вертикали. А конфигурации, не обладавшие в начале игры симметрией, обнаруживают тенденцию к переходу в симметричные формы.
Самое интересное, что в Жизни невозможно предсказать результат процессов, которые, казалось бы, жёстко определены чрезвычайно простыми правилами развития. Создавая организм мы не знаем заранее как он будет меняться из поколения в поколение. Это добавляет азарта в поиски удачных конструкций и делает находки особенно привлекательными. При наблюдении смены поколений самых различных организмов бросаются в глаза стабильные или мигающие островки, на которые часто распадается колония. На рисунке можно проследить (слева направо) жизнь мигалки-светофора, улья и трех мигалок (названия предложены в книгах Гарднера)

Целая армия энтузиастов занималась исследованием Жизни. Были исследованы организмы на цилиндрических, сферических, торообразных поверхностях и даже на ленте Мебиуса. Были попытки запустить Жизнь на досках с шестиугольными и треугольными ячейками, вывести жизнь в объем, задав правила жизни в трехмерном мире, и, конечно же, пробовали менять сами правила жизни, то есть число соседей, при котором сохраняется, погибает или рождается клетка. Пробовали разные алгоритмы раскраски и даже запускались организмы разного пола, чтобы посмотреть, как они будут размножаться. Здесь проявляется эффект, подмеченный фантастами, например, Лемом в “Солярисе”. Когда человек сталкивается с новым явлением, то подходит к нему со своими, человеческими мерками. Ну зачем, скажите, клеточным организмам размножаться? Они не читали Фрейда, у них совсем другие цели в их жизни. Может, им приятно мигать, распадаться, двигаться. Есть такая шутка “не надо придавать компьютерам человеческие черты – им это не нравится”. Хочется то же повторить о клеточных организмах. Еще неизвестно, что они думают о нас.
Однако, возвращаюсь к экспериментам, время показало, что самая наглядная Жизнь, самая действующая ее модель для философов, генетиков, химиков, физиков и математиков – это простые алгоритма Конуэя на элементарном клетчатом поле. Именно на эту Жизнь ссылаются многочисленные ученые, философы и публицисты, толкуя о самых разных предметах. Одно из самых замечательных открытий Конуэя – “глайдер”, состоящий из пяти фишек. После второго хода глайдер немного сдвигается и отражается относительно диагонали. В результате двух последующих ходов глайдер выходит из пике и ложится на прежний курс, сдвигаясь на клетку относительно начальной позиции. Открытие глайдера вызвало не только новую волну открытий движущихся конфигураций, но и привлекло к Жизни внимание физиков, усмотревших аналогию с квантами света, с передачей информации и ее приемом. Были также найдены конфигурации, “стреляющие” глайдерами.

В вышеупомянутых книгах Гарднера можно найти множество интересных конфигураций, найденных любителями Жизни: там и комические корабли, выпускающие ракеты, и “пожиратель глайдеров”, и “жнейка”, оставляющая за собой сжатые снопы, и улья и многое другое. При появлении игры возник вопрос – есть ли конфигурации, у которых количество клеток неограниченно возрастает? Открытие ружья, стреляющего глайдерами, дало положительный ответ. А еще позже был открыт ужасный вирус, стремительно заполняющий поле своими ячейками.

Причем его устрашающий вид соответствует агрессивности, через секунду после старта на 88 шагу он состоит уже из 2978 ячеек, и если апплет вовремя не остановить, то…. Находится этот ужас на http://radicaleye.com/lifepage/patterns/contents.html - специальном собрании интересных конфигураций Жизни. Например, там же, на http://radicaleye.com/lifepage/patterns/hwssgun.html расположена пушка, стреляющая снарядами.

Теперь, когда вы почти все знаете, повторю самое замечательное качество игры - она является идеальным объектом для программирования: так и не терпится объявить двумерный массивчик и в цикле проверять каждую ячейку на одиночество и на перенаселённость… Предлагаю текст старенькой программы игры Жизнь, написанной на Бейсике. Программа отлажена в Turbo Basic’e, работает также в старичке GWBasic’e и, с небольшими изменениями (убрать отрицательные значения индекса массива) в любимом многими QBasic’e. (Если вы думаете, что у всех стоят Пентиумы четвертые с Windows XP, то напрасно – в школах и институтах изучают Бейсик и Паскаль под ДОС, так что эта программа пригодится для курсовой работы)
10 "=========================LIFE===================
20 CLS: H=17: L=54: S$=CHR$(219) : P$=CHR$(250): COL=0: FON=3
30 COLOR 1,7: FOR I=1 TO 2160: ?CHR$(177); : NEXT
40 LOCATE 25,1: FOR U=1 TO 80: ?CHR$(177); : NEXT
100 DIM A$(H+5,L+5) ,Z$(H+2,L+2)
120 COLOR COL,FON: FOR I=-1 TO H+1: FOR J=1 TO L+2: A$(I,J)=P$
130 A$(-1,J)=CHR$(205) : A$(H+1,J)=CHR$(205)
140 A$(I,1)=CHR$(186) : A$(I,L+2)=CHR$(186) : A$(H+1,L+2)=CHR$(188)
150 A$(-1,1)=CHR$(201) : A$(-1,L+2)=CHR$(187) : A$(H+1,1)=CHR$(200)
160 LOCATE I+3,J+10: ?A$(I,J) : NEXT J,I
170 COLOR 0,7:R$=CHR$(178)+CHR$(178) : FOR I=-0 TO H+1: FOR J=1 TO L+2
180 LOCATE 3+I,L+13:?R$ : LOCATE H+5,J+11: ?R$ : NEXT J,I
200"==========================ВВОД====================
210 COLOR 15,5: LOCATE 23,5: S=0
220 ?" ВЫХОД- ВЫБОР ПОЛЯ- ЖИЗНЬ- СНОВА- "
250 X=5: Y=15: LOCATE Y+1,X+10: COLOR 31,FON: ? CHR$(206)
300 Q$=INKEY$ : IF Q$="" GOTO 300
310 IF Q$=CHR$(27) THEN SYSTEM
315 IF Q$=CHR$(8) THEN GOTO 2000
320 IF ASC(Q$)=32 THEN GOTO 1000
330 IF ASC(Q$)=57 THEN GOTO 150
350 W$=RIGHT$(Q$,1)
360 IF A$(Y,X)S$ THEN LOCATE Y+1,X+10: COLOR COL,FON: ?P$
400 IF W$="K" THEN X=X-1: IF X L THEN X=X-L
420 IF W$="H" THEN Y=Y-1: IF Y H+2 THEN Y=Y-H
445 IF A$(Y,X)S$ THEN LOCATE Y+1,X+10: COLOR 31,FON: ? CHR$(206) : GOTO 300
1000 A$(Y,X)=S$ : S=S+1: LOCATE Y+1,X+10: COLOR COL,FON: ? A$(Y,X) : GOTO 300
2000"==========================ТЕЛО ЦИКЛА===============
2050 S=0: FOR I=1 TO H:FOR J=1 TO L
2080 A$(0,J)=A$(H,J): A$(H+1,J)=A$(1,J) : A$(I,0)=A$(I,L) : A$(I,L+1)=A$(I,1)
2090 NEXT J,I 2095 FOR I=1 TO H:FOR J=1 TO L:Q=0:Z$(I,J)=P$:IF INKEY$=CHR$(27) THEN END
2097 IF INKEY$="0" THEN GOTO 120
2100 IF A$(I-1,J-1)=S$ THEN Q=Q+1
2150 IF A$(I-1,J)=S$ THEN Q=Q+1
2200 IF A$(I-1,J+1)=S$ THEN Q=Q+1
2250 IF A$(I,J-1)=S$ THEN Q=Q+1
2300 IF A$(I,J+1)=S$ THEN Q=Q+1
2350 IF A$(I+1,J-1)=S$ THEN Q=Q+1
2400 IF A$(I+1,J)=S$ THEN Q=Q+1
2450 IF A$(I+1,J+1)=S$ THEN Q=Q+1
2500 IF A$(I,J)=S$ THEN IF Q=2 OR Q=3 THEN Z$(I,J)=S$ : S=S+1:GOTO 2900
2550 IF A$(I,J)=S$ THEN IF Q 3 THEN Z$(I,J)=P$ : GOTO 2900
2600 IF Q=3 THEN Z$(I,J)=S$ : S=S+1: GOTO 2900
2650 Z$(I,J)=P$
2900 COL=0: IF Z$(I,J)=A$(I,J) THEN COL=COL+1
2950 COLOR COL,FON: LOCATE I+3,J+11: ? Z$(I,J) : NEXT J,I
3000"==========================ВЫВОД НА ЭКРАН=========
3050 FOR I=1 TO H: FOR J=1 TO L:A$(I,J)=Z$(I,J) : NEXT J,I
4000"========================ОПРОС====================
4005 IF S=0 THEN COLOR 30,4: LOCATE 21,10:?" КОНЕЦ "
4010 COLOR 0,2: LOCATE 23,2
4020 ?" ВЫХОД- ИЛИ- СНОВА- N=";N;" КОЛ=";S
4060 LOCATE 1,1:?
4100 M$=INKEY$ : IF M$=CHR$(27) OR M$=CHR$(32) THEN SYSTEM
4200 IF M$="0" THEN GOTO 120
4300 N=N+1: GOTO 2000 5000 END
После запуска программы появляется игровое поле с курсором, который управляется клавишами со стрелками. При нажатии пробела на месте курсора появляется молекула или организм. Повторяя процедуру строим задуманную конфигурацию и нажимаем Backspace для запуска игры.

Новые организмы, появляющиеся на экране, имеют синий цвет, а старые, бывшие живыми в прошлом шаге цикла – чёрный. На экран выводятся номер цикла и количество организмов в конфигурации. Программа достаточно проста и любой школьник может её улучшить.

Часть 3. Обзор. Что наша жизнь? … Экран!

Если задать в Сети поиск сочетания “игра Жизнь”, то она выловит сотни страничек, так как начинающий программист – владелец странички непременно выкладывает свой вариант игры. Главное, что хочется порекомендовать заинтересовавшимся – Клуб жизнелюбов на http://elvisti.kiev.ua/skl/ основанный редактором Киевского журнала “Компьютеры+программы” Владимиром Скляром (почти однофамилец). Там вы найдете интересные статьи автора странички и других жизнелюбов. Но клуб пару лет не обновляется – сайты тоже (как и клеточные организмы) стареют, поэтому рекомендую лучшую свежую страничку http://famlife.narod.ru/index.html посвященную одноименной программе-игре и имеющую хорошую коллекцию жизненных ссылок.
Предлагаемая на страничке реализация Жизни одна из самых удачных, имеет много настроек, в том числе пять цветовых схем и возможность менять правила Жизни. Из несущественных недостатков можно указать отсутствие масштабирования и невозможность свернуть окно программы, что затруднило создание скриншота.
Еще одна приятная программа, которая так и называется “Игра жизнь” расположена на http://danila.child.ru/life и имеет отдельное окно для обзора ситуации и диаграмму изменения количества клеток в популяции.
Самой же хорошей реализацией игры Жизнь, на мой взгляд (и это подтверждается на всех рунетовских и иностранных “жизненных” страничках) является программа Life32 Джона Бонтеса, выложенная на http://psoup.math.wisc.edu/Life32.html .

Игра приятно оформлена и имеет множество настроек, в том числе и позволяет менять правила жизни. Поиграть можно и в Интернете, много страничек с апплетами, например у школьников-экологов на http://ksch1.narod.ru/life/live.htm Самая удачная реализация трехмерной Жизни (кроме нас с вами, естественно) расположена на http://www.ipm.sci-nnov.ru/~demidov/Life/Game.htm . Конфигурацию можно вращать мышкой в пространстве, а задавать ячейки удобно – щелкая по шарикам в узлах трехмерной решетки.

Часть 4. Продолжение с философией. Люди не хотят жить – просто они боятся смерти.

Желающим углубленно изучать перекликающиеся с Жизнью вопросы хаоса, самоорганизации, бифуркации, фракталов и другие не менее интересные рекомендую три статьи.
Первая - А.Ю. Лоскутов, д. ф. м. н., проф. МГУ. “Синергетика и нелинейная динамика: новые подходы к старым проблемам” на http://utc.uni-dubna.ru/~mazny/students/site2/ideal_3.htm .
Вторая - С.П.Капица, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий , Синергетика и прогнозы будущего" расположена на http://www.iph.ras.ru:8100/~mifs/kkm/Gl1.htm .
Третья - Клеточные автоматы и игра "Жизнь" расположена на http://www.ctc.msiu.ru/materials/book/5_1_programming/5_1_model/03_life/index.html .

Определенный интерес вызывает статья “Игра "Жизнь" и "компьютерное" представление о мире и Боге” (на http://rusnauka.narod.ru/lib/author/mivmiv/2/) в которой авторы “притягивают” игру Жизнь к вопросам квантовой механики, передачи информации и познаваемости мира. Впрочем, авторы честно в введении называют свои гипотезы спекулятивными.

Упражняться в связывании игры Жизнь с вопросами мироздания можно без конца. Известно, что по текущей конфигурации Жизни нельзя однозначно указать предыдущую конфигурацию, так же, как по позиции на шахматной доске нельзя указать предыдущую расстановку фигур. И, в то же время, все шахматные партии начинаются с одной и той же расстановки фигур. Опять же известны конфигурации Жизни, не имеющие предыдущих конфигураций. Поразмышляйте на досуге об этом, об инвариантности прошлого, предопределенности будущего и первоначальной расстановке. Есть гипотезы, согласно которым изменчивость организмов (настоящих, белковых) лишь незначительно зависит от внешней среды, ее направление заложено в самих организмах. Так что мы все с нашей суетой, со всеми хлопотами и интригами возможно лишь модели на чьем-то мониторе.

Хотелось бы отметить, что фотографии колебательных химических процессов (реакция Белоусова-Жаботинского) в статье В.А. Вавилина "Автоколебания в жидкофазных химических системах" (http://vivovoco.nns.ru/VV/JOURNAL/NATURE/05_00/05_19-25.HTM) необычайно похожи на движущиеся изображения некоторых алгоритмов работы клеточных автоматов (http://psoup.math.wisc.edu/mcell/mjcell/mjcell.html). И сходство это, конечно, не случайно, через клеточные автоматы можно смоделировать распространение эпидемии, атмосферные вихри, социальные и экономические процессы.

Игра Жизнь тесно связана с новым перспективным направлением программирования – генетическими алгоритмами (ГА). Известны, например, работы, когда создавалась колония программ, решающих так называемую задачу коммивояжера (поиска оптимального маршрута между несколькими городами), потом из программ отбирались самые успешно справляющиеся с задачей, программы скрещивались случайным образом, обмениваясь фрагментами кода, снова отбирались и скрещивались… В результате оставались несколько самых “продвинутых” программ. Причем не создавался гений, а “тусовались” какое то количество программ приблизительно одного уровня. Подробности смотрите на http://www.computerra.ru/offline/1999/289/2523/for_print.html . Самое интересное, что часто потомки “успешных” программ работали хуже своих родителей. Это напомнило сетования одного моего знакомого на то, что дети не умнее родителей. Да и все видят, что со времен Архимеда и Пифагора человечество в лучшем случае не поумнело. Вся надежда на ГА. Заинтересовавшимся моделистам рекомендую статью “Популярно о генетических алгоритмах” (на http://saisa.chat.ru/ga/ga-pop.htm). Перекликается с темой и моя статья “Наследственность у биоморфов”, расположенная на http://www.computerra.ru/offline/2001/401/10791/for_print.htm

Часть 5. Наладим свою жизнь. Со смехом можно не только продлить жизнь, но и создать новую

Все вышесказанное было вступлением к предложению разделить удовольствие от создания своей модели игры Жизнь и внести свой небольшой вклад в развитие ГА. “– С чего же мы начнем? – С самого начала! – воскликнул Сайрус Смит” (Жюль Верн. “Таинственный остров”. Заметьте, что инженер Сайрус Смит, живший полтора века назад, знал, как сделать порох, варить сталь и еще тысячи сведений, позволивших колонистам создать “технологическое” поселение. Какой ВУЗ он заканчивал?)

Запустим Жизнь на поле с шестиугольными ячейками, что, возможно, позволит получить новые, неизвестные на прямоугольной доске качества. Известны примеры удачного переноса “прямоугольных” игр на шестиугольные поля, например, шахмат (известны несколько вариантов) или “Козлик и Волки”. Главным отличием является количество соседей ячейки – их теперь шесть, а не восемь. Небольшие приятные хлопоты будут связаны со смешением каждого ряда на пол ячейки для получения “сотовой” структуры, причем через один ряды смещаются в одну сторону, а оставшиеся в противоположную. Это же смещение придется учитывать при подсчете соседей ячейки и при выборе ячеек мышкой. Зато у нас сохраняется возможность обработки двумерного массива, что облегчает анализ и рисование поля. То есть, массив прямоугольный, но за счет смещения строк ячейки получаются шестиугольными. Создайте форму в Visual Basic’e, разместите кнопки как на скриншоте, введите текст программы и запускайте свою шестиугольную Жизнь! Нажмите кнопки New и Run, включите флажок Vew last – и вы вскрикнете от восторга – на экране плещется самая настоящая Жизнь!

Dim a(40, 40) As Integer, b(40, 40) As Integer, c(40, 40) As Integer Dim radius As Byte, i As Byte, kol As Byte Dim sdvig As Integer, m As Byte, tormoz As Boolean Dim num_cel As Integer, number As Integer, burn As Byte, life As Byte
Private Sub Form_Load()
burn = 2 " количество соседей для появления новой жизни
life = 3 " количество соседей для сохранения жизни
num_cel = 1 " количество ячеек в организме
number = 0 " номер поколения
radius = 7 " радиус ячейки в пикселях
kol = 40 " Количество рядов и ячеек в ряду
tormoz = True " Признак остановки автоматической смены поколений
DrawWidth = 1 " Толщина линии
draw_life6 " Прорисовка экрана
End Sub
" Подпрограмма выбора мышью
Private Sub Form_MouseDown(Button As Integer, Shift As Integer, X As Single, Y As Single) " Перевод координат щелчка мыши в счетчики циклов
yy = Int((Y - 10) / radius / 1 / 1.7 + 0.5)
xx = Int((X - 60 - radius / 2 * (-1) ^ yy) / radius / 2 + 0.5)
If a(xx, yy) = 1 Then a(xx, yy) = 0 " Погашение ячейки
Else a(xx, yy) = 1 " Включение ячейки
End If
number = 0
draw_life6
End Sub
"Подпрограмма рисования поля
Sub draw_life6()
num_cel = 0
For X = 1 To kol
For Y = 1 To kol
sdvig = radius / 2 * (-1) ^ Y " Сдвиг каждого ряда то влево, то вправо
X1 = 60 + X * radius * 2 + sdvig
Y1 = 10 + Y * radius * 1.7
FillStyle = 0
If a(X, Y) > 0 Then FillColor = RGB(255, 0, 100) " Цвет заливки пустой ячейки
Else FillColor = RGB(50, 150, 0) " Цвет заливки активной ячейки
End If
If c(X, Y) 0 And Vew_last.Value = 1 Then FillColor = RGB(150, 50, 50) " Цвет предыдущей
Circle (X1, Y1), radius, RGB(0, 55, 0)
num_cel = num_cel + a(X, Y)
c(X, Y) = a(X, Y)
Next Y
Next X
Line (21, 233)-(45, 246), RGB(255, 255, 255), BF
Line (13, 272)-(32, 285), RGB(255, 255, 255), BF
PSet (-1, 220)
Print " Step ": Print " №"; number Print Print "Num of cells": Print " "; num_cel
End Sub "Подпрограмма вывода случайной конфигурации
Private Sub New_Click()
For X = 1 To kol: For Y = 1 To kol
a(X, Y) = 0: Next Y: Next X
For i = 1 To 10: a(Int(Rnd * 5 + kol / 2), Int(Rnd * 5 + kol / 2)) = 1: Next i
number = 1
draw_life6
End Sub
" Подпрограмма автоматической смены поколений
Private Sub Run_Click()
Do While tormoz = True
analiz
draw_life6
DoEvents
"For j = 1 To 10: qq = 999 ^ 4 + qq: Next j " Для задержки....
Loop tormoz = True End Sub " Подпрограмма пошаговой смены поколений
Private Sub Go_Click()
analiz
draw_life6
End Sub " Выход из программы
Private Sub Exit_Click()
End
End Sub
" Подпрограмма анализа конфигурации и смены поколения
Private Sub analiz()
For X = 2 To kol - 1
For Y = 2 To kol - 1
m = 0 " счетчик активных соседних ячеек
sdvig = (-1) ^ Y " с учетом сдвига рядов
m = m + a(X - 1, Y)
m = m + a(X + 1, Y)
If sdvig m="m" + a(X 1, Y + 1)
m="m" + a(X 1, Y 1)
Else m="m" + a(X + 1, Y + 1)
m="m" + a(X + 1, Y 1)
End If
m="m" + a(X, Y + 1)
m="m" + a(X, Y 1)
If a(X, Y)="1" Then " Для активной ячейки
If m="life" Then " Условие сохранения активности
b(X, Y)="1" " вспомогательный массив
Else b(X, Y)="0" " смерть активной ячейки
End If
Else " для пустой ячейки
If m="burn" Then b(X, Y)="1" " Условие рождения активной ячейки
Else b(X, Y)="0" " Осталась пустой
End If
End If
Next Y
Next X
For X="1" To kol
For Y="1" To kol
a(X, Y)="b(X," Y) " Перекидка вспомогательного массива в основной
b(X, Y)="0" " очистка
Next Y, X
number="number" + 1
End Sub
" Подпрограмма остановки автоматической смены поколений
Private Sub Stop_Click()
tormoz="False"
End Sub

Организм можно задать щелкая мышкой по полю или нажав кнопку “New”, что вызовет появление случайной конфигурации. Запускать процесс можно пошагово (кнопка “Go”) или в автоматическом режиме (“Run”), можно выводить предыдущее поколение ячеек для красоты. Но все это украшательство процесса, а сердцевина его сосредоточена в выборе основных параметров – количества соседей, при котором активная ячейка остается активной (переменная life) и количества активных соседей, при котором в пустой ячейке зарождается жизнь (переменная burn). Длительные эксперименты выявили оптимальные значения для них 3 и 2 соответственно. При этих значениях многие конфигурации живут до нескольких десятков поколений. Выявлены интересные устойчивые колеблющиеся конфигурации, которыми и заканчивается обычно Жизненный путь. Мигают оставшиеся рядом две ячейки.

А из трех ячеек получается две мигалки – пульсирующий треугольник в верхнем ряду и вертушка в нижнем ряду картинки.

Существует мигалка трехступенчатая, в которой шестиугольник иногда становится снежинкой.

Существует мигалка и из четырех ячеек, предлагаю читателям найти ее и тем самым попасть на Арбузную доску почета. Изменение значений “правил Жизни” меняет режим протекание процесса. Если назначить life=2 и/или burn=3 (или burn=4), то колония довольно быстро погибает. Если же задать оба параметра равными двум, то колония быстро разрастается по всему полю, может, это и не плохо для нее, но для нас не так интересно. Может быть существуют другие интересные сочетания параметров? Начните новую Жизнь, не пожалеете. Кто знает, может фишки Жизни, при достаточно длительном и удачном эксперименте, организуются и осознают себя – возможно, даже начав общаться с нами, создателями. А может, всё наоборот, - и мы всего лишь фишки в чьей-то игре?…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!