Избушка с бабой ягой. Избушка бабы яги своими руками из простых материалов

Во многих русских народных сказках часто можно встретить образ Бабы Яги – она живет на опушке леса в избушке на курьих ножкаж, избушка не имеет ни окон, ни дверей, но может поворачиваться на 180 градусов, когда Иван царевич говорит «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Баба Яга имеет очень страшную и пугающую внешность, она летает в ступе, у нее есть черный кот, волосы ее косматые, а косы расплетены (у славян распущенные волосы олицетворяли связь с потусторонним миром). В сказках Баба Яга представлена в трех ипостасях: в образе воительницы, в образе похитительницы и в образе дарительницы. Кроме того, она иногда примерят на себя роли советчицы, повелительницы силами природы и животного мира, охранительницы-покровительницы, которая следит за похождениями героя.

«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает» - так пишут об этом персонаже в сказках, но Баба Яга имеет костяную ногу совсем не случайно. Кости ассоциируются у нас со смертью и загробным миром, а если вы внимательно прочтете сказки с участием этого персонажа, то сможете найти информацию о том, что героиня это страж между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Она связана как с жизнью, так и со смертью и она одновременно и живая, и мертвая. Кроме того, древние люди связывали кости с воскрешением и перерождением души. Таким образом, такая, во всех отношениях, необычная нога также указывает на связь Бабы Яги с вечностью.

Не менее интересным является и жилище героини. Современному человеку может показаться, что избушка на курьих ножках, без окон, без дверей, которая еще и поворачивается по требованию Ивана-царевича, это попытка придумать что-то необычное, чего никогда не было и нет в реальности. Но на самом деле все с точностью до наоборот – избушка Бабы Яги «срисована» с реалий жизни древних славян. Раньше славяне не хоронили мертвых, как это делают сейчас, а строили для них специальные избушки, которые ставили на курные (т.е. окуриваемые) подставки. Считалось, что таким образом умерший человек может попасть в мир мертвых, так как древние верили, что попасть в это место можно только через избушку. В сказке избушка не имеет ни окон, ни дверей и действительно, постройки для мертвых делали именно такими. Однако вход в избушку все-таки был – со стороны леса, который символизирует иномирье.

Существует еще одна версия по поводу избушки Бабы Яги. Так, писатель А. Иванов, который является историком по образованию, считает, что с жилищем героини связана традиция уральских угро-финнов создавать священные постройки сомъях. Их строили на тайной полянке, которая находится в лесной чаще и ставили домики на обрубленные пни, чтобы внутрь не забралась рысь, россомаха или другое животное. Внутри лежала деревянная кукла иттарма, которая являлась вместилищем души предка. На кукле были национальные одежды, в том числе шуба-яга. Вокруг такой полянки с домиком возводили частокол с вывешенными на него черепами животных (что-то похожее было и вокруг избы Бабы Яги).

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

СЦЕНАРИЙ

Творческой игры «Избушка Бабы-Яги».

Составитель:

МОУ СОШ № 19.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективизма и са­мостоятельности.

Задачи:

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы ребенка;

Развитие речи, фантазии, воображения;

Приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

Формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

Формирование творческой личности, способной к яркому самовыражению.

Основные принципы

Принцип индивидуальности – каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные возможности;

Принцип креативности - проявление выдумки и фантазии;

Принцип сказкотерапии – в виде перевоплощения в сказочного героя;

Место проведения: малый спортивный зал.

Время проведения: после обеда, 1,5 часа

Жюри: зам. директора по УВР, педагоги дополнительного образования, родители.

Реквизит: листы ватмана, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, цветная бумага, картон, подручный материал, метлы.

В конкурсе принимают участие девочки 2-3 классов. К данному мероприятию каждая девочка готовит свой костюм Бабы-Яги.

Этапы подготовки:

1. Подбор участников.

2.Разработка сценария.

3.Подбираем материал, конкурсы, задания, музыкальный материал.

4.Обдумываем образ персонажа. Роль ведущего в данном случае исполняет Баба-Яга.

5.Готовим костюм, подбираем реквизит.

Ход мероприятия:

Сообщение, темы, целей мероприятия. Выбор и представление жюри. Появление сказочного персонажа Быбы-Яги.

1 конкурс - домашнее задание, участницы показывают свои презентации, которые готовили заранее вместе с родителями и одноклассниками. Обязательным условием презентации является демонстрация и творческая защита своего костюма (здесь учитывается оригинальность наряда, его авторское исполнение).

2 конкурс – «Заклинание», разгадывание кроссворда.

3 конкурс – «Следы нечистой силы», на листах ватмана участницы должны нарисовать, как выглядят следы сказочных персонажей: Водяного, Кощея Бессмертного, Лешего, Кикиморы, Бабы-Яги.

4 конкурс – «Гардеропчик», участницы на листе ватмана должны нарисовать: рабочий костюм Бабы-Яги, парадно-выходной костюм Бабы-Яги, домашний костюм Бабы-Яги, спортивный костюм Бабы-Яги, школьная форма Бабы-Яги.

5 конкурс – на лучший «Проект дома для Бабы Яги», из подручного материала участницы мастерят жильё для Бабы-Яги.

6 конкурс – «Гонки на метле», каждая участница получает метлу, оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время, сбитая кегля - штрафное очко.

7 конкурс – «Бал Бабок-Ёжек», участницы должны с танцевать оригинально, весело, зажигательно под музыкальные отрывки: Барыня, Канкан, Рок-н-ролл, Ламбада, Танец с саблями.

Подведение итогов, награждение участниц.

Перед игрой проводится жеребьёвка участников. Представляется жюри.

Появляется ведущий в образе Бабы-Яги.

Бабка -Ёжка:

Я - Бабка-Ёжка - костяная ножка,

Мне всего-то две тысячи лет!

Я совсем молода, не страна мне пурга,

У меня ещё стройный скелет!

Всем - физкультпривет!

Я поняла окончательно: жить просто за­мечательно,

когда здоровый дух в здоровом теле!

Ух! Ах, какие умницы. Взялись Бабу-Ягу сделать физкультурницей.

У нас на но­су что?

Зима на носу, а это значит, что всем надо закаляться. Будем заниматься физкультурой.

Мне в лесу стало скучно; всю зиму вьюга да пурга мои подружки.

Скучно мне. Хоть бы вы меня порадовали, лето приблизили.

Ну-ка, покажите свои таланты, порадуйте моё сердечко.

Покажись первая Бабка-Ёжка …

DIV_ADBLOCK327">

https://pandia.ru/text/78/230/images/image004_59.jpg" alt="D:\Documents" width="235" height="176 src=">

1. Водяного;

2.Кощея Бессмертного;

З. Лешего;

4.Кикиморы;

5.Бабы-Яги.

Вот по этим следам, ребята, мы можем узнать, кто по тропке прошёл, кто, где живёт,

кто в лесу хозяин.

4. Конкурс «Гардеропчик».

Ребята, вам нравится мой прикид? Это платье от Юдашкина по цене Брынцалова.

Сегодня одна из крутых профессий - модельер.

А начинается путь к этой профессии с рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке.

Внимание! Задание!

https://pandia.ru/text/78/230/images/image006_48.jpg" alt="D:\Documents" width="370" height="278 src=">Баба-Яга:

Плачет бабушка-Яга на опушке –
Сильно на бок накренилась избушка!
Без ремонту тыщу лет простояла,
А вчерась едва-едва не упала.
Велика беда с избой приключилась:
Накренилась, а ещё покосилась!

О-хо-хошеньки, хо-хо, о-хо-хошеньки.
А хорошего в том нет ничегошеньки.
Ничегошеньки в том нету хорошего,
Что изба наискосяк перекошена.

Ребята, между прочим, у меня до сих пор в центре леса стоит ветхое жильё - в то время, когда все кругом переезжают в новенькие коттеджи, одна я никуда не переезжаю. Обидно такая красивенькая Баба-Яга, а жильё у неё неблагоустроенное.

Задание: Каждая участница из подручных средств «строит» избушку Бабы-Яги.

6. Конкурс «Гонки на метле».

Баба-Яга: С удовольствием пожила бы в каждом таком теремке с удобствами.

А знаете что, я здесь самая главная волшебница. Что, не верите?

Ну вот, что это, по-ваше­му?

Да, обычная метла, но я на этой метле ездить могу (садится на метлу и танцу­ет).

Видали! Ой, деточки, я вообще столько всего умею! Ой, да я такая трудолюби­вая!

Прямо руки чешутся пакость какую-нибудь сделать.

Кому-нибудь бант развя­зать, что ли, или штаны порвать?

В такой сказочный день я разрешаю всем пользоваться моей метлой,

и уст­роим шуточные состязания.

Каждая участница получает метлу.

Задание: оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время.

Сбитая кегля - штрафное очко.

7. Конкурс «Бал Бабок-Ёжек.»

Баба-Яга: Ну вот, дом построен, платье для танцев готово, птички поют.

Осталось за­звучать оркестру. Маэстро, музыку!

Приглашаю танцевать подружек ­Бабок-Ёжек. Лучшую плясунью награжу.

Баба-Яга:

Внимание! Внимание!

Дорогие зрители!

Кто в конкурсе победил,

Услышать, не хотите ли?

Наше строгое жюри,

Вам даю я слово:

Поскорее назови

Героиню шоу!

Подведение итогов членами жюри. Церемония награждения.

На даче всегда найдется свободное место возле дома. Одни любят его засаживать цветами, другие находят ему более интересное применение, как, например, постройка избушки Бабы Яги своими руками. Только представьте, как такой предмет дворового интерьера порадует и детей, и взрослых. Причем сделать такую избу можно из довольно простых материалов.

Из природного материала будут собраны практически все элементы строения. Для ребенка это место станет любимым местом для игр. В этой статье будет показано несколько вариантов изготовления необычных строений для детей, которые запросто могут сделать родители.

Простая изба

Так как есть несколько возможных способов изготовления, рассмотрим их по очереди. Можно сделать деревянный вариант, в таком случае понадобится сруб или доски. Лучше отдать предпочтение доскам, с ними легче работать, а вот сруб конечно будет больше похож на настоящую избу, но и тяжелее в обработке.

У строительства есть определенные этапы:

  1. Основа избы – ноги. Первоначально предстоит их закрепить, ведь это основа всего строения.
  2. Далее подготавливается основа для пола.
  3. После возводятся стены, на них возлагается крыша.
  4. Предпоследний этап – это лестница, которая служит одновременно опорой.
  5. И самый любимый этап – декорирование и отделка домика.

Как и описывалось в этапной последовательности, начнем строительство с ног. Для них нам понадобится два бревна, в длину они должны быть приблизительно по метру. Чтобы обезопасить ножки от преждевременного износа, пропитаем их хорошенько средством-защитой от гниения. Теперь выкопаем два углубления в земле, глубиной в половину длины бревнышек – по полметра. И устойчиво закрепив там мелкими камнями бревна, заливаем все цементом.

Как вариант, можно использовать не бревна, а трубы, которые после установки декорируются корягами.

Когда бетон полностью высох, пришло время устанавливать основание для пола. В данном мастер-классе предлагается делать избушку длиной 1,8 м. Поэтому именно такие брусья берутся и закрепляются, протянувшись через два бревна. Ширина одного бруска 20*20 см.

Стены создаются так же из бревнышек или досок, внутри можно сделать покрытие из бумаги. Для закрепления используйте не гвозди, а саморезы.

Так как строение вовсе не большое, подумайте, нужен ли вам в нем потолок, ведь можно просто сделать крышу. Так сохранится больше пространства.

При установке лесенки важно проверить ее устойчивость, при надобности закрепить бетоном.

И вот теперь, когда все строение готово, можно приступать к украшению и оформлению избушки. Тут можно полагаться на свой вкус или на описание сказочных домиков. В любом случае, получится очень оригинально и необычно.

Второй вариант

Более простым способом построения избушки из дерева является сооружения вигвама. Таким домиком Бабы Яги можно порадовать детей даже на обычной детской площадке. Заготовим следующие материалы:

  1. Шесты длиной полтора метра;
  2. Брезент для стен или толстая ткань с хорошей плотностью;
  3. Для закрепления проволока и прочные нити.

Все шесты с одной стороны скрепляются проволокой, а с другой стороны каждый прутик втыкается в землю. Так мы получим полукруглый каркас в форме конуса. Его стены укрываются заготовленным брезентом или тканью. Пол утепляется из всевозможных напольных покрытий или вовсе остается голым. Теперь самый важный момент задекорировать наше строение так, чтобы не возникало сомнений, что это избушка Бабы Яги. Из бусинок, ниток и палочек создается украшение для входа – музыка ветра. Также хорошо подойдут ловцы снов, у входа ставится метла и кастрюли поварешки.

Мини-изба

А если вам понадобилась изба, сделанная в домашних условиях, то это тоже не проблема. Потребуется найти любую уличную коряжку, главное, чтобы она была устойчива.

Потом от небольшого брусочка отпилить ненужное и оставить небольшой квадрат. В этом бруске выкалывается внутри отверстие для закрепления ноги-коряги.

Из деревянных кусочков собирается крыша. Все здание можно немного обжечь, что придаст ему специфический вид.

Так как изба наша миниатюрная, все элементы смогут легко скрепляться клеем ПВА. Красивым пышным камышом или пушистой тканью украшается крыша избы, как на фото.

Какой взрослый человек может себе представить детство без Бабы Яги. Любому из нас рассказывали страшные истории про злобную бабулю, которая поджаривала непослушных детей. Во всех сказках Баба Яга примерно одинаковая — некая древняя старуха, одетая в лохмотья, которая живёт многие сотни лет в самом дремучем лесу в очень необычной избушке — «на курьих лапках», которая умеет вокруг себя повертываться. И вроде как Бабу Ягу надо бояться, ведь она идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей. Но, в Кукобое создан образ Бабы Яги – дарительницы и советчицы: она указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. В избушке у неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других таинственных вещей. Она хранительница своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями.

Избушка Яги чаще всего стоит в самой середине заповедного (особого) леса, на границе с «тридесятым царством». То есть на границе нашего мира с другими мирами (царствами), которых превеликое множество («тридесять»). Баба Яга – страж этой границы. Она охраняет вход в далёкий сказочный мир.

Всех, кто ищет туда путь и попадает к ней, она подвергает испытаниям (прежде чем показать дорогу), пропуская туда только достойных и чистых душой и телом.

Любая сказка про Бабу Ягу повествует о том, что войти в её дом не просто. Для входа даже существуют специальные слова, которые способны разворачивать избушку к себе передом и к лесу задом. Для этого нужно только попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» - и избушка послушно исполнит просьбу.

«Избушка Бабы Яги» в Кукобое — полноценный фольклорный комплекс, Здесь, кроме самой избушки, которая кстати руками местных мастеров теперь может вращаться, в одном стиле выстроены ворота в Сказку, через которые можно попасть на территорию Соснового бора с вековыми соснами. Сама избушка со всех сторон огорожена частоколом. Чуть ниже к реке Ухтома выстроен стилизованный под берлогу медведя деревянный домик – Лесная резиденция Ярославского медведя. А ледяная горка украшена воротами с головами змея Горыныча. Поэтому в этом месте можно проводить различные мероприятия, связанные не только с Бабой Ягой, но и с историей фольклора, историей леса и проживающей в нем нечистой силой. Именно здесь ежегодно в последнюю субботу июня месяца проводится областной праздник «День рождения Бабы Яги», размаху которого завидуют многие города Ярославской области.

Многие из нас познакомились с Бабой-ягой ещё в колыбели, когда нам читали «Русские сказки» Афанасьева. Злобная носатая старуха в лохмотьях известна нам из детских мультфильмов и кино. Во взрослой жизни Баба-яга от нас никуда не делась, просто напудрилась, принарядилась и нацепила на нос очки. Давайте разберёмся, зачем она в нашей жизни, почему у неё костяная нога и чего она хочет, когда кричит и пилит нас.

1. Баба-яга

«Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»

Баба-яга и в наши дни обитает на окраине леса в избушке на курьих ножках, которая иногда также «пирогом подпёрта» и «блином крыта». Домик стоит в окружении вековых деревьев вблизи лесного озера, обнесённый забором из человеческих костей. Во дворе у неё живут проводники душ в загробный мир, собаки, и вещие птицы-предсказатели, вороны. Баба-яга всё время чем-то занята, беспрерывно стряпая что-то в своей алхимической печи. А если выходит в свет, то появляется из ниоткуда и без колдовства никуда не уходит. В одной из сказок её появление перед героями выглядит так: «Вдруг закутилося-замутилося, в глаза зелень выступила - становится земля пупом, из-под земли камень, из-под камня Баба-яга, костяная нога, на железной ступе едет, железным толкачом погоняет, сзади собачка побрёхивает». Сама Баба-яга составляет своеобразную пару Кощею Бессмертному - они то ли пожилая разведённая пара, то ли брат и сестра, то ли просто закадычные друзья. Имя Яга родственно польскому jedza и чешскому jezinka - «лесная баба»: нечто вроде женской ипостаси Лешего с функцией управления змеями. Есть мнение, эта баба была супругой Змея из-под Калинового моста, с которым бесконечно боролись богатыри. А в тюркских языках есть созвучный Яге дух предков «бабай ага» (в переводе «старый дед»). Баба-яга - божество наших хтонических предков.

Первый вывод. Не удивляйтесь, когда по утрам на вас из зеркала смотрит старая ведьма или леший: это древняя хтонь зовёт вас из глубин коллективного бессознательного в приключения навстречу собственной целостности.

2. Хтоническое существо

Баба-Яга неизменно связана с лесом. Лес, как и океан, олицетворяет бессознательное человека, внутреннее лунное королевство. Лес по отношению к человеку безграничен, в нём можно заблудиться, в нём можно поселиться, а можно и погибнуть. Греческая богиня Луны Диана обитала в лесах, подальше от глаз смертных, где предавалась безудержной охоте. Однажды охотник увидел, как Диана и её девичья охотничья свита купались в лесном озере. Это зрелище не предназначено для глаз смертных, поэтому Диана, заметив охотника, натравила на него его же собственных собак и те разорвали его на части. Тайна леса сокрыта от людей, и встреча человека с носителем этой тайны обычно чревата гибелью. Эту же идею выражает в первой части «Фауста» Гёте: вызвав хтонический дух Земли, учёный не может даже посмотреть в его сторону. Воплощённая природа оказывается ужасной и вызывает у простого смертного панику. Деревья в лесу ни на минуту не утихают, постоянно что-то шепчут и общаются между собой - только обычному человеку не понять шёпота бессознательного, поэтому герою, решившему пройти в гущу тёмной стороны, на контрольно-пропускном пункте бабкиной избушки будут выданы волшебные помощники. Но когда она не помогает юным героям продираться сквозь иной мир, Баба-яга крадёт и ест детей и молодцов.

Второй вывод. Когда вы видите перед собой злобную фурию, брызжущую ядовитой слюной, помните: это говорит её языческая природа. Не пытайтесь перекричать бесноватую: на её стороне весь потусторонний мир. Если вам есть, чего у нее искать, - терпите, улыбайтесь и хвалите её дом, наряд и социальные навыки. Вы получите своё. Если просто так, мимо проходили - бегите, потому что иначе погибнете в бессмысленной схватке со хтонью.

3. Двойственная природа Бабы-яги


Живя на границе с бессознательным (или загробным миром), сама Яга принадлежит одновременно двум мирам: одна нога у неё обыкновенная, а другая - костяная, мертвецкая. Баба-яга не всегда олицетворяет зло, в сказках у неё несколько лиц. Яга-воительница, Яга-похитительница и Яга-дарительница - три ипостаси, в которых она, соответственно, угрожает герою, что-то у него забирает и что-то ему отдаёт. В лапы к Бабе-яге можно попасть двумя способами: по собственной беспечности или же просто так. Жил-был мужик и не знал лиха. Стало ему интересно, что за лихо такое, о котором все говорят? Пошёл искать лиха, встретил такого же зеваку и вдвоём они попали к Бабе-яге. Та сразу же зажарила и съела зеваку, а герой по итогу смог бежать, только лишившись пальца. Потом он ходит и показывает свою изувеченную руку односельчанам: вот, мол, лиха хлебнул. Дураков Баба-яга учит тому, чему они просят. Природа убивает наглецов, которые не знают, чего хотят, но ищут встречи с её силами. Часто Баба-яга появляется в жизни персонажей как злой рок. Кажется, будто герои совершенно ни в чём не виноваты: вот мальчик ловит рыбку на озере, кругом тишь да гладь, и тут налетают злые птицы, как в одноимённом фильме Хичкока, и уносят его прямиком в избу к старой покровительнице мистерий, которая собирается им плотно пообедать. Мальчик не успел натворить ничего, за что его следовало бы наказать, просто пришло его время стать взрослым и пройти инициацию.

Третий вывод. Опыт показывает, что не стоит искать сумасшедших женщин: пришедший к ним со здравым смыслом от него и погибнет, а внутренний хаос разрастётся так, что в нём заведутся русалки, - и годны вы будете только для весенней пахоты и сна на печи девять месяцев в году. Как молодая, так и зрелая Баба-яга найдёт вас сама: не приложив к этому урагану в своей жизни усилий, вы с чистой совестью можете попытаться пронести свою невинность сквозь безумие этой ситуации. Если останетесь стойким - получите принцессу, когда злодейка сдастся.

4. Инициация


Обряд инициации всегда предполагает символическую смерть старой личности инициируемого с последующим возрождением в новом качестве, чаще всего с новым именем. В наше время своеобразной инициацией служит получение подростком паспорта и идентификационного кода: человек обретает мистическое имя, в нашем случае - порядковый номер, и становится полноправным членом племени. В древние времена к инициациям относились более сурово: чтобы получить паспорт-татуировку, юноше нужно было сдать серьёзный экзамен - и физический, и психологический. Часто во время этого экзамена юноша получал травму, а в некоторых племенах, чтобы добиться права быть мужем, юноша должен был пройти обряд обрезания. Чтобы что-то получить, нужно сперва отдать.

Баба-яга традиционно считается жрицей, посвящающей молодёжь во взрослую жизнь. Именно поэтому она угрожает детям, холостым молодцам и незамужним девицам: тем, кто ещё не превратился в полноправного человека. Герой, отправляющийся в путешествие в потусторонний мир, должен позволить Бабе-яге попарить себя в баньке вовсе не для удовольствия: ритуальное омовение покойника - непременный атрибут переезда на тот свет. Да и просьба накормить - не праздный голод, а имитация поминок с ритуальными блюдами: блинами, горохом и кутьёй. Сам образ Яги и её жилища - лежит в избушке без окон и без дверей на печи, а нос в потолок врос - напоминает мертвеца в гробу.

В древности в лесу строили специальную избушку, в которой проходил обряд инициации мальчиков. Отец отводил сына в лес и оставлял его одного, чтобы он самостоятельно нашёл эту самую избу инициации. В ней мальчика ждали суровые испытания, после которых он получал статус посвящённого. «Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз. Иногда под кожу спины и груди пропускались ремни, за которые мальчиков подвешивали». Инициация всегда связана с переживанием смерти, и оттого непременный её атрибут - смертельный страх. Подростку на посвятительных обрядах объясняют, что жизнь - это всерьёз, при каждом удобном случае она норовит содрать с тебя кожу или сжечь тебя в печи, так что помни об этой хижине в лесу и о том, что Баба-яга может появиться из-под камня в любой момент.

Если Яга не сдирает со спин испытуемых кожу «на ремень», то занимается тем, что сажает детей в ковш, чтобы зажарить их в печи. Её фигура имеет отношение к народным бабушкам-повитухам, которые недоношенного ребёнка могли обмазать тестом и на хлебной лопате всунуть в тёплую печь, символизирующую женское лоно, чтобы младенец «дошёл», как пирожок.

Четвёртый вывод. Если вам тридцать, а вы всё ещё не дошедший пирожок - самое время отправиться в печное приключение. Поезжайте в заповедник, поработайте сторожем, лесником или смотрителем водохранилища. Отпустите бороду, гуляйте ночью и изучайте энциклопедию символов Мэнли Палмера Холла. Когда случится что-то, после чего вы обосрётесь чертятами, - можно будет возвращаться домой: отныне вас все будут слушаться без удара кулаком по столу.

5. Избушка


Избушка не просто затаилась в волшебном лесу - пока герой не произносит волшебных слов, она не предстаёт перед ним в истинном виде. Изначально избушка стоит к герою задом, а к лесу передом, и он должен правильно попросить её развернуться. Возможно, это ключ к сексуальному контексту инициации? Деревянный дом, окна и дверные проёмы - традиционные символы женского чрева. Чтобы попасть внутрь избы, нужно «знать магию открытия дверей», знать специальное заклинание, магию жестов (герой окропляет двери избы водой), а также задобрить зверей, охраняющих дом Яги. Современному молодому человеку даже в век информационных технологий не стоит пренебрегать древними сказками о ждущих его на пороге сладкой любви чудовищах. Мужская инициация была символом вхождения в возраст половой зрелости - после неё мужчина мог убивать и любить. Искусству убийства обучали мужчины, а премудростям любви - женщины. Существует мнение, что «ведунья», занимавшаяся инициациями, как раз и жила в одиночестве в отдалении от селений, подобно храмовой жрице. Полная же опасностей избушка с печью, в которой можно сгореть дотла, - олицетворение страхов так называемой vagina dentata - зубастого чрева, которое нужно укротить в разных сказках по-разному, то силой, то хитростью, то лаской.

Избушка, как и мистическая страна Шамбала или Белый вигвам в «Твин Пиксе» Дэвида Линча, открывается только правильному человеку и в правильное время. Невозможно просто обшарить лес и найти избу - ты должен быть дураком, героем, на худой конец - ребёнком, чтобы попасть на собеседование к Бабе-яге: всех троих объединяет непосредственность и решимость, отсутствие трусости и сомнений. Либо же ты можешь оказаться в этом окаянном месте по воле злого рока. В том же «Твин Пиксе» упоминается «домик в лесу, в котором всегда играет музыка», а в доме Бабы-яги герой часто слышит игру на волшебных гуслях. В таком случае мальчик уподобляется Одиссею, Баба-яга и её колдовской джаз-бэнд превращаются в сирен, а лес становится морем, по которому герой возвращается домой.

Пятый вывод. В мире есть множество дверей. Не все они открываются ключами, и даже сила и напористость не всегда помогут. С чистым сердцем и смекалистым умом вы откроете всё что надо и попадёте куда надо.

6. Испытание и награда Яги


Герой, попавший к Бабе-яге, может победить её, только воззвав к природному инстинкту бабушки. Когда злая Яга выходит навстречу молодцу и собирается его съесть, он не теряется и в ответ сам просит его накормить - мол, какой разговор на пустой желудок? «Вот дура я, стала у голодного да у холодного выспрашивать», - Баба-яга и сама рада накормить удалого гостя. Как только герой апеллирует к матриархальным ценностям и напоминает Яге о её женской натуре, та сразу же меняется в отношении. Героя не оттолкнула внешность Яги, её усохшая нога и старое неприятное лицо. Он не побрезговал её потусторонней пищей - лишь в немногих сказках герой притворяется, что ест, и скидывает еду на пол, в основном он действительно рад угощению. После трапезы довольная хозяйка избы расспрашивает молодца о том, о сём, дополнительно проверяя его на тему «свой-чужой», и после награждает его подарком. В основном мистическая старушка дарит молодцу волшебного скакуна, крепкого жеребца. Лошадь в славянской культуре была одновременно символом плодородия и связным между мирами, поэтому играла важную роль в свадебном обряде (который во многом был схож с погребальным). Так что конь предвещал скорую женитьбу молодцу, а в одной из сказок Яга дарит герою коня, чтобы тот победил Кощея Бессмертного. Как вариант, в награду ему может достаться одна из дочерей Яги, однако история умалчивает, как складываются отношения с костеногой тёщей. В любом случае, старушка олицетворяет женское материнское начало в его языческой форме: силу матери-природы, которая питает и разрушает, награждая только обладающего собственной мощью.

Шестой вывод. Когда встречаете ведьму, помните: за её зубастой орущей личиной скрывается материнская натура. Нет ничего хитрее и проще, чем урезонить старую каргу собственной уязвимостью. Не кривите носом, не обходите стороной то, что кажется страшным, но взывает к вам. Жизнь, как и природа, бывает страшной, но раз она не убивает вас, значит, скорее всего, любит - так что потрудитесь над взаимностью.

7. Баба-яга и красны девицы


Если у Бабы-яги плохое настроение - она крадёт детей и насилует мужчин. Но в основном она живет обычной старушечьей жизнью - днём улетает в лес, вечером плотно ужинает и ложится спать на печь, иногда воюет с вредными соседями. Но, в общем, никого не трогает и мирно заведует лесом. Обычно у неё есть несколько дочерей, которых она держит в своеобразном рабстве. Как иначе можно объяснить, что, как только молодец попадает в избу с намерением убить Ягу, её дочери - тут как тут с инструкциями, как правильно отсечь их маменьке голову. Как правило, после убийства старой злодейки следует свадьба всех её дочерей, а главному герою неизменно достаётся самая младшая и самая красивая дочь. С мёртвой тёщей молодцу живётся спокойнее, однако неясно, как же быть с Бабиными генами? Видимо, наличие удалого мужа, который часто обладает полуживотной природой, как-то уравновешивает проблему наследия костяной ноги. Женская инициация проходит с меньшими приключениями, чем мужская, и больше связана со способностями к рукоделию, домашней работе и смирению. Василисе Прекрасной удаётся вырваться из плена Яги, только доказав, что она умелая домохозяйка: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». Во многих сказках, чтобы получить благословение в жёны от Бабы-Яги, девушке нужно несколько дней беспрекословно выполнять все её требования, носить старуху на горбе, например. Или до изнеможения толочь воду в ступе: это действо - символ взаимодействия мужского и женского начал и зарождения новой жизни.

Седьмой вывод. Если вы намерены жениться, помните, что нет для вас лучшего друга до свадьбы и злейшего соперника после - чем тёща. Если в статусе юноши тёща-Яга при правильном вежливом и смиренном обращении раскроет все кнопки управления будущей супругой, то после свадьбы станет кнопкой уничтожения вашего брака. Поэтому тёща должна быть метафорически уничтожена: для этого у героя есть меч-кладенец, символ мужской силы и мощного ума.

Прибежала она к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землёю.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!