Интересные презентации для детей 3 4 лет. Какие закономерности развития речи ребенка нужно знать чтобы составить презентацию

Презентация предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Знакомит с дикими животными и их детенышами. Презентация сопровождается веселыми стихами о данных животных. Целями создания этой презентации являются прежде всего знакомство с некоторыми дикими животными, которые обитают у нас в России, воспитание любви к животным.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дикие животные для детей 3-4 лет Выполнила:Цыбикжапова Е.Б. Воспитатель II младшей группы МБДОУ №2 « Булжамуур » г. Улан-Удэ респ.Бурятия

Заяц и зайчонок

Тяжело живётся зайке: И в лесу и на лужайке, На снегу и на ветру Негде спрятаться ему. Всех на свете он боится, Даже спать он не ложится. Чуть подремлет, и опять Ему надо убегать

Волк и волчата

День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит волк молчком, Уши серые - торчком

Медведь и медвежонок

По завалам, по оврагам Ходит он хозяйским шагом. Любит мишка сладкий мёд Да малину с веток рвёт.

Белый медведь

Лиса и лисята

Знает лисонька-лиса: В шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, Зверя нет в лесу хитрей.

Белка и бельчата

Далеко ещё зима, Но не для потехи Тащит белка в закрома Ягоды, орехи... Знает маленький зверёк: Запасаться надо в срок.

Ежик и ежата

Серый ёжик весь в иголках, Словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной - Ёжик добрый, а не злой.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные особенности психического развития детей 3-4-х лет"

В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель о...

Тесты для детей 3,4,5 лет

Необходимый материал для родителей, интересные задания для малышей. С помощью данного материала можно увидеть разностороннего ребёнка, его понимание семьи и т.д....

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Школа светофора Транспорт и проезжая часть Для детей 4-5 лет

По асфальту шуршат шины Едут разные машины. Есть машины легковые По размерам небольшие, Очень быстро они мчатся Даже птице не угнаться!

А вот это – грузовик, Он могуч, силен как бык!

Это что, велосипед? Нет дверей, кабины нет! Лихо мчится, тарахтит, Вдоль по улице несется. Быстрей всех машин несется, Мотоциклом он зовется!

На колесах едет дом! Люди могут ездить в нем! По бокам большие окна, Сверху крыша, чтоб не мокнуть! Дом автобусом зовут, У него есть свой маршрут!

Вот троллейбус – он с усами, Едет он под проводами.

Дзынь-дзынь-дзынь! Что за звон? По рельсам катится вагон! Такой вагон, запоминай! Называется трамвай!

Там где движутся машины Люди не должны ходить! Потому что очень просто Под колеса угодить!

На улице такое место Проезжей частью называется. И по проезжей части людям Ходить строжайше воспрещается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации представлены игры и упражнения для детей 4-5 лет по теме "Транспорт" для совместного выполнения с родителями с целью закрепления материала, пройденного на логопедических занятиях....

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Цель: дать первичные представления о разных видах транспорта. Задачи: познакомить детей с видами транспорта: пассажирский, грузовой, специальный; с назначением транспорта....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 1015 минут, потом ему хочется переключиться на что- то другое.


Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.


Математика Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок может уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). 4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов. 6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.


Логическое мышление -Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. 2. Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках. 3. Ребенок может уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор. 4. Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами. 5. Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки.


6. Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. 7. Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза, 8. Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета. 9. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 10. Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный. 11. Ребенок может уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.


Развитие Речи Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. 2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). 3. Ребенок может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д. 4. Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета.


5. Ребенок может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.) 6. Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки. 7. Ребенок может знать свое имя и фамилию. 8. Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.


Окружающий мир Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных. 2. Ребенок может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела). 3. Ребенок может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).


4. Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы. 5. Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы. 6. Ребенок может знать части суток - утро, день, вечер, ночь. 7. Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.


Навыки обихода Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек). 2. Ребенок может уметь разрезать ножницами бумагу. 3. Ребенок может уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии. 4. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки. 5. Ребенок может знать основные правила гигиены.


Вам как его родителям важно: Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи. Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.


Вам как его родителям важно: Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.


Вам как его родителям важно: Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация для родителей на тему: Возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС МДОУ «Д/С № 10 комбинированного вида» г. Ухта Республика Коми воспитатель Семяшкина С.А.

Возраст 4-5 лет - это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни.

Физическое развитие Дети среднего дошкольного возраста очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:

процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах; происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.

Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей: повышается выносливость; улучшается координация; движения становятся более точными и уверенными; улучшаются показатели скорости и ловкости. Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.

Совет № 1 Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.

Психологическое развитие Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень - появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.

Совет №2 Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей. В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым. Совет №3 Рекомендации! Не отмахивайтесь от ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему. В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

Совет №4 Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанно е. У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут. Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи. Совет №5 Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.

Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Появляются ролевые игры. Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. У детей могут возникать конфликты при распределении ролей. Совет №6 С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.

В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика. Совет №7 Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.

Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ. У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги. Совет №8 Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания - обратитесь к логопеду.

Социальное поведение Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение. Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.

Совет №9 Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы. Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать. Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца. Совет №10 Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.

У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению. Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику. Совет №11 Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Также расширяются их представления о половой принадлежности (мужской пол - мальчик, юноша, мужчина, сын, старик и т.д.). Они учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола. Средний дошкольник может анализировать свое самочувствие, начинает обращать внимание на свое здоровье. В случае недомогания способен сообщить об этом взрослому и объяснить в чем проблема. Информация по ФГОС о возрастных особенностях детей является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением. Благодаря такой педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что поспособствует формированию у дошкольника высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Презентации для развития речи детей 3-4 лет

Как правильно выбрать или составить презентацию для развития речи детей 3-4 лет? Какие презентации действительно помогают развивать речь, а какие — неэффективны?

Презентации для развития речи детей 3-4 лет:

как правильно выбрать или составить презентацию для развития речи детей 3-4 лет?

О презентациях по развитию речи для детей младенческого и раннего возраста мы говорили в предыдущей статье: « – какие презентации действительно развивают речь ребенка?»

Сегодня в этой статье мы продолжим говорить о презентациях. В возрасте детей 3 до 7 лет презентации используются для решения самых разных задач. В этой статье мы рассмотрим презентации по развитию словаря ребенка и ознакомлению малышей с окружающим миром. А именно, те презентации, которые знакомят детей с первыми понятиями. («Платье — сарафан-юбка-блузка» , «одежда», «обувь», «головной убор», «инструмент», «транспорт» и другие первые понятия об окружающем нас мире).

Чтобы правильно составить презентацию для развития речи и мышления ребенка, обогащения и активизации его словаря, нужно прежде всего знать, а как же ребенок осваивает эти слова. Какие этапы проходит словарь малыша в своем развитии? И уже с учетом этих закономерностей составлять презентации.

В этой статье Вы найдете:

  • закономерности развития речи и мышления ребенка в дошкольном возрасте и как их учитывать в составлении презентаций,
  • практические советы о том, как составить презентацию по развитию речи для ребенка и какие еще виды упражнений и игр Вам помогут.

Какие закономерности развития речи ребенка нужно знать чтобы составить презентацию?

Что такое «обобщающие слова» или «родовые понятия»?

Одна из важных задач развития речи детей – научить ребенка использовать в речи обобщающие слова, то есть слова – понятия.

К «обобщающим словам» (или «родовым понятиям») относятся известные всем нам слова, обозначающие какой-то класс предметов: овощи, фрукты, грибы, транспорт, мебель, цветы, одежда, головные уборы, инструменты, игрушки, посуда, деревья, кустарники, травы и другие.

Родовое понятие появляется у ребенка не сразу. Каждое слово проходит в своем развитии последовательные ступеньки – этапы.

Этапы освоения обобщающих слов в речи детей дошкольного возраста

Чтобы ввести в речь ребенка обобщающие слова, нужно знать этапы овладения ими.

В развитии речи детей дошкольного возраста есть три ступеньки овладения детьми обобщающими словами:

Первая ступенька. Ранний и младший дошкольный возраст (2-4 года ).

Ребенок овладевает видовыми понятиями.

Что такое «видовое понятие» ? Например, это такие слова как «платье» — «сарафан» — «юбка»- «блузка» — «футболка». Все футболки разные по цвету, размеру, стилю, декору, но все эти предметы называются одним словом — «футболка». Значит, у всех футболок (в отличие от джемперов – маек — блузок и других предметов одежды) есть одинаковые признаки, по которым они отличаются от других предметов. Малыши учатся сами выделять такие признаки группы предметов и точно называть предметы вокруг себя: «Мама, а где мои брюки? Дай мне, пожалуйста, стакан (Чтобы так попросить и точно назвать предмет, малышу нужно научиться отличать стакан от бокала или чашки)

Вторая ступенька – средний дошкольный возраст (4-5 лет).

Ребенок успешно овладевает родовыми понятиями, может назвать основные признаки, по которым он отнес предмет к данному классу предметов.

Малышможет отнести предмет к фруктам или к овощам, точно употреблять в речи такие слова как « транспорт», «инструмент», «головной убор» и другие аналогичные

В этом возрасте малыш в состоянии сам выделить главный признак группы предметов (чем похожи друг на друга все фрукты и почему все они – такие разные по внешнему виду – называются одним словом «это фрукт»?).

В решении этой задачи развитие речи очень тесно переплетено с развитием мышления ребенка. Ведь ему нужно отличить главные признаки (по которым все эти предметы называются «фрукт») от незначимых признаков , по которым все они отличаются.

Например, морковь оранжевая и апельсин оранжевый. Но морковь – это овощ, а апельсин – фрукт. То есть цвет – здесь несущественный признак, неважный для отнесения предмета к овощам или фруктам. И ребенку важно это понять, чтобы правильно относить тот или иной предмет к обобщающему понятию.

Третья ступенька – старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Дифференциация родовых понятий (деление на подгруппы).

В этом возрасте наблюдается новая ступень в развитии речи детей – дифференциация понятий, то есть деление большой группы предметов на подгруппы по какому-то признаку. Основание для деления может быть разным.

Например:

Пример 1. Одежду можно разделить на женскую, мужскую и детскую (по возрасту). Или на летнюю, зимнюю и демисезонную (по сезону). Или на праздничную, рабочую и будничную (по назначению).

Пример 2. Транспорт можно разделить на: водный, воздушный, наземный и подземный (по тому признаку, где перемещается данный вид транспорта)

Пример 3. Посуду делим на столовую (для обеда), чайную (для чаепития) и кухонную (предметы, нужные для приготовления еды и хранения еды).

Главная наша задача – не рассказать ребенку, как «правильно» разделить на группы и заставить его это запомнить, а сделать так, чтобы он сам эти группы открыл! Подумал – догадался – попробовал – поэкспериментировал – и понял и придумал классификацию!

То есть, мы не задаем систему классификации (деления на группы) — ребенок систему классификации придумывает сам

Как составить презентацию по развитию речи, чтобы она действительно помогала

развитию речи и мышления ребенка 3-4 лет?

Обучающая задача презентаций для развития речи трехлетнего ребенка

Давайте посмотрим теперь по возрастам, как сделать, чтобы не мы малышу всё рассказывали, а он был сам по максимуму активен в наших речевых играх, упражнениях и занятиях. Чтобы он не повторял за нами, а был активным первооткрывателем окружающего мира.

В этой статье я расскажу о возрасте 3 — 4 года, а в продолжении цикла статей — о возрастах 4-5 лет, и 5-7 лет.

В возрасте 3-4 года мы создаем презентации, которые используем в речевых играх и игровых коммуникативных ситуациях, помогающих малышу освоить видовые понятия. Научить ребенка сравнивать, называть различное и общее в похожих предметах («чашка — бокал -стакан», «платье — сарафан — халат», «стул — кресло — табурет — диван» и другие)

Почему точно назвать предмет на картинке или в жизни (не перепутав с похожими предметами) – это трудно для маленького ребенка?

Давайте разберем это на примере.

В наших квартирах есть табуреты, стулья, кресла, диваны. И все они очень друг на друга похожи и все нужны для того, чтобы на них сидеть. Ребенок учится в этом возрасте точно называть эти предметы и отличать их друг от друга, называть сходства и отличия . Не должно быть такого, что все эти предметы называются в семье одним словом «стул» или вообще никак не называются.

Разберем конкретно на этом примере в чем отличительные признаки этих предметов, которые надо вместе с ребенком рассмотреть и обсудить, назвать.

Табурет (табуретка). Он нужен чтобы сидеть. У любого табурета всегда есть: ножки (чтобы они опирались о пол) и сиденье (на нем мы сидим).

Стул. А почему стул нельзя назвать табуретом? Почему у него другое название и это другой предмет? Потому что у стула есть еще одна деталь – как она называется спинка! А для чего она нужна? А у кого и у чего еще бывает спинка? (у человека, у собачки, у дивана) И какой бы ни был стул – деревянный, пластмассовый, с жестким или с мягким сиденьем – он всегда имеет ножки, сиденье и спинку. И этим он отличается от всех других предметов мебели.

Кресло. Чем отличается кресло от табурета и стула? Рассматриваем картинку, игрушку или реальный предмет дома. О! Оказывается, у него дополнительно к сиденью, спинке и ножкам есть еще одна деталь — она называется «подлокотники»! Интересное название — на что похоже? «Под-локотники = под локти!» И любое кресло из любого материала, любого цвета и размера, всегда их имеет! (называем эту деталь, надавливаем не нее – твердые они или мягкие? Из какого материала?) Это существенные, главные признаки кресла. Кресла могут быть разные – плетеные, пластмассовые, кожаные, компьютерные, но у них всегда есть эти главные признаки!

Легче всего с ребенком эти признаки выяснить, строя квартиру для игрушек. И пусть один из персонажей всё время путается и неправильно всё называет, а Вы с малышом будете его исправлять. И заодно вместе с детьми обсудите главные отличия предметов друг от друга и научитесь отделять главные признаки от второстепенных. И объясните нашему «Незнайке», чем предметы мебели друг от друга отличаются и чем похожи друг на друга.

Типичные ошибки в презентациях по развитию речи для детей 3- 4 лет

Ошибка 1 в презентациях по развитию речи для детей 3-4 лет: неэффективный способ составления презентации

Мы уже видим, какую большую умственную задачу выполняет малыш в 2 -3 года, когда ему нужно в гостях, в магазине, у бабушки просто точно правильно назвать новый незнакомый предмет. Ведь чтобы его назвать, нужно проанализировать, что это? И выделить главные признаки, отсеяв все второстепенные.

Учат ли этому презентации, в которых в быстром темпе демонстрируются кадры и называются предметы мебели? Нет. Малыш должен механически запомнить названия картинок. Никакой умственной задачи перед ним не ставится! Соответственно, никакого вклада в умственное развитие и развитие речи такие презентации и видеопрезентации не привносят. Это просто пустая трата времени. А сколько таких презентаций в сети! И ведь что обидно – что можно было бы сделать их по-другому! Как?

Как правильно: эффективный способ составления презентации

Лучше всего для детей 3- 4 лет показать на одном слайде разные стулья – с разными сиденьями, из разных материалов (деревянный, металлический, плетеный, с мягким сиденьем, игрушечный, стулья из иллюстраций к сказкам, например, к «Трем медведям»).

Остановиться на этом слайде с ребенком, рассмотреть разные стулья:

  • Обсудить, чем они отличаются?
  • А чем похожи эти предметы друг на друга.
  • Обсудили и пошли по квартире искать, есть ли у нас стулья?
  • Вспоминаем, а есть ли стулья у бабушки – какие?
  • Когда будем в гостях — обязательно рассмотрим их и назовем все детали, постучим по сиденью и по спинке (что мягкое? а что твердое?)
  • Ищем разные стулья в гостях и в домашнем фотоархиве, в каталоге ИКЕА и в ближайшем магазине (по пути обращаем на них внимание, рассматриваем их части, называем материалы, из которых сделаны).
  • Рисуем или конструируем свои стулья для трех медведей. Очень интересны дизайнерские стулья – их тоже можно рассмотреть.

На следующем слайде – разные кресла: соломенное, пластиковое садовое, плетеное из ротанга, мягкое, деревянное для сада, кожаное, компьютерное, для самых маленьких деток. И снова останавливаемся на слайде с ребенком, сравниваем все кресла. Что же такое кресло? Ребенок сам делает вывод – чем похожи друг на друга все кресла. Он открывает для себя мир, а не повторяет как попугай слова за диктором.

Лучше всего это сделать в игре – нужно купить кресло для Винни-Пуха в его новый домик. Перед ребенком ставится задача — помочь Винни-Пуху и выбрать из всех кресел то, что ему будет удобно. Мы идем в игре в «мебельный магазин» и рассматриваем все кресла, которые «продаются в магазине». Винни-Пух толстый и ему нужно большое широкое кресло. Наш герой — игрушка неповоротливый, неловкий, поэтому выбираем устойчивое кресло на толстых ножках («ножка», «кресло», «спинка», «подлокотники», «широкое – узкое», «твердое -мягкое», «большое – маленькое», «крепкое — хрупкое» – всё это проговариваем вместе с ребенком в обсуждении).

Выбираем кресло для игрушки в соответствии с его назначением. Винни-Пух будет на кресле отдыхать, беседовать с друзьями, играть, читать – поэтому кресло для работы нам не подойдет, нам нужно кресло для отдыха. Догадываемся по картинкам, для чего предназначено то или иное кресло и когда и где его можно использовать.

Так, рассматривая в игрушечном «магазине» кресла для Винни-Пуха, в игре мы обсуждаем с малышом. чем они все похожи и чем отличаются и выделяем основные признаки данного предмета.

Можно, конечно, же «купить» кресла в нашем игрушечном магазине (на слайде презентации) и для других персонажей, которые любит Ваш малыш. Изменяйте эту игровую ситуацию с учетом интересов именно Вашего малыша, и всё обязательно получится!

Ошибка 2 в презентациях по развитию речи для детей 3-4 лет

Очень часто малышам в этом возрасте дают в презентациях для запоминания очень сложные явления, например: «прямая – кривая – ломаная линия». Или: «прямой угол – тупой угол – острый угол».

Малыш просто запоминает картинки презентации и повторяет их отлично, это ведь очень легко для него – просто запомнить и повторить! И не требуется подумать самому!

А если этому же ребенку после презентации на земле нарисовать линию чуть другой конфигурации, то уже не может назвать, что это за линия. Также мне часто встречаются дети, которые в презентации заучили все названия планет. Но если им дать другие фото с изображением планет Солнечно системы – то они не могут их назвать (кроме Земли). О чем это говорит? Ребенок просто запомнил конкретные картинки презентации – это называется в педагогике «выученная беспомощность».

Пока малыш сам не научится сравнивать самые простые предметы и рассказывать сам о том, чем они похожи и чем отличаются, они никогда в жизни не сможет объяснить сам, чем отличается ломаная линия от кривой или прямой угол от тупого или Юпитер от Меркурия.

Что для нас важнее? Чтобы малыш сам думал, имел свое мнение, умел отличать главное от второстепенного или чтобы он запоминал и повторял чужие мысли? Для меня – первое. А Вам выбирать самим!

Нужны ли такие презентации по всем предметам вокруг нас?

Конечно, нет! Достаточно показать малышу сам алгоритм выявления главных признаков в игре, он его быстро поймет и сам начнет Вас спрашивать про новые предметы. И будет еще и исправлять Ваши ошибки!

Сколько слайдов презентации для обсуждения и игр можно показать ребенку за один раз?

За один раз можно показать ребенку от 1 до 3-4 таких картинок – слайдов (в зависимости от интереса ребенка и его усидчивости). Заканчивать надо, когда ребенок просит: «Давай еще», то есть на пике интереса. Занятие длится не более 10-15 минут включая обследование предметов в комнате, двигательные упражнения и все задания.

Что еще может помочь малышу научиться точно называть предметы?

Всегда сами точно называйте малышам все предметы вокруг вас и помогайте и правильно их называть, обращайте на это внимание.

Например: ребенок в 3 года в состоянии отличать и правильно называть «шорты – рейтузы – брюки – джинсы»; «берет – кепка – панамка – кепка – ушанка – шлем»; «туфли – сандалии- ботинки – сапоги», «чашка – стакан – бокал»).

Если малыш неправильно назвал предмет, то не игнорируйте ошибку, а рассмотрите вместе с малышом предмет, сравните его с подобными предметами и обсудите сходство и отличие, назовите сами правильно («Посмотри внимательно – разве это шорты? Шорты какие? – жестом показываем на предмет – короткие. А тут вот какие дли-и-инные штанины. Что это? Да, брюки»).

Если эта статья была полезной для Вас – буду благодарна за комментарий и вопросы. Давайте обсудим. А Вы используете презентации для развития речи детей? Какие? А также буду рада, если Вы поиграв с детьми по материалам этой статьи, поделитесь, что у Вас получилось.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!