Гид интервью. «Гид – прежде всего психолог»

Используются качественные методы для разработки IT-продуктов. Логичный вопрос: а можно ли провести качественное исследование самому? Почитать статьи, послушать лекции, посетить мастер-класс и вперед, в поле - проводить наблюдение и брать интервью. Почему нет?

В идеальном мире качественные исследования проводят специалисты, вооруженные необходимыми навыками и компетенциями. Социологи, социальные антропологи, психологи - все они не один год изучали, как проводить такие исследования, разрабатывать инструментарий, собирать и анализировать качественные данные. Есть возможность нанять специалиста? Сделайте это, и не нужно самостоятельных экспериментов. Почему? Слишком высок риск получить некачественные данные: нерелевантные целям и задачам проекта, недостаточно подробные или вовсе бессмысленные (да-да, такое тоже случается).

А если возможности нет? Понимаем. Например, ограничения бюджета. Или непонятно, где найти нужного специалиста и как оценить его квалификацию. Вводные данные и мотивация вторичны, главное, что вы решили проводить исследование самостоятельно. Скажем честно, затея довольно рискованная. Снизить риск позволит поддержка специалиста - он поможет разработать инструментарий, проведет предварительный инструктаж и проконсультирует по ходу полевых работ. Да, это не совсем самостоятельное исследование, но мы же хотим получить нормальный результат.

Конечно, полностью это вас от проблем и трудностей в работе с методологией не убережет. Об этих проблемах и трудностях мы и поговорим на примере работы с базовым качественным методом - интервью. Начинать лучше именно с него - метод наблюдения сложнее и часто включает в себя интервью. Интервью позволяет получать качественные данные о пользователях, используемые для принятия решений по продукту на стадии его разработки или изменения.

Эта статья будет полезна:

  • тем, кто решится на самостоятельное исследование. Еще раз: если есть возможность обратиться к специалистам, сделайте это. Нет возможности поручить им работу полностью - обратитесь за помощью в разработке инструментария и консультацией;
  • тем, кто организует свой отдел UX-исследований в компании;
  • менеджерам продуктов, которые вынуждены все делать самостоятельно;
  • стажерам, которые пришли в UX-исследования из других социальных дисциплин.

Базовые принципы работы с интервью: разработка и использование гайда

Что такое интервью? Вроде бы обычный разговор, что тут может быть сложного? Находим пользователя и беседуем с ним о нашем продукте. Особая подготовка тут не нужна. К сожалению, все не так просто, как кажется. Одна из задач исследователя, к примеру, создать атмосферу непринужденного общения. Тут важны опыт и коммуникативные навыки. В идеале респондент забывает, что дает интервью. А исследователь? Исследователь, напротив, помнит о том, что он не просто говорит, а собирает ценную для работы проектной команды информацию. И это ключевое отличие интервью от разговора.

Несмотря на сходство с разговором, интервью - это способ получения необходимых данных о пользователях. Именно так и следует воспринимать этот метод: разговор - это лишь внешняя оболочка. Собранные данные будут использоваться для решения конкретных продуктовых задач - разработки нового IT-сервиса, мобильного приложения, профессионального интерфейса и т.д. Ваша проектная команда имеет свои информационные потребности: изучить жизненные ситуации, понять поведение пользователя, проверить выдвинутые гипотезы или получить ценный инсайт для разработки нового продукта. И вот тут начинаются трудности.

Обычно таких вопросов достаточно много. Забыли о них во время интервью? Получили некачественные данные для команды. А забыть просто - нехватка опыта, стресс при первом интервью, молчаливый или чересчур разговорчивый респондент. Что можно сделать? Решить проблему помогает гайд интервью (от англ. interview guide). Это распечатанная подсказка для интервьюера, содержащая список тем, ключевых и дополнительных вопросов для их раскрытия. Нехитрое, но эффективное решение. Без гайда за интервью лучше не браться. Особенно если у вас пока нет опыта.

Как создается гайд интервью? Сначала плохая новость - готового гайда на все случаи жизни не существует. Для каждого проекта создается уникальный инструмент, учитывающий цель и задачи проекта, информационные потребности команды, особенности продукта, среду использования и т.д. Хотя встречаются и одинаковые вопросы общего характера, например о цифровых привычках пользователей. Со временем вы сформируете свой блок постоянных вопросов, но об универсальном гайде придется забыть навсегда.

Несмотря на такую уникальность инструмента, несколько общих советов все-таки можно дать.

  1. Начинайте с простых вопросов, чтобы «разогреть» респондента.
  2. Для начала - блок вопросов о респонденте. Это ваше знакомство с собеседником. Спросите про возраст, образование, досуг, семью (если это важно для исследования).
  3. Можете добавить в первый блок общие темы, значимые для исследования. Например, чтобы лучше понять уровень компьютерной грамотности, специфику использования мобильного Интернета, место гаджетов в жизни человека и т.д. Все это пригодится в будущем для составления портретов пользователей и понимания их действий и мотивов.
  4. В первом блоке должны быть предельно простые вопросы о знакомых повседневных действиях. Дайте человеку освоиться в ситуации интервью: не загружайте его сразу вашим продуктом.
  5. Общий принцип любого гайда - от простого к сложному. Самая важная для исследования тема поднимается в середине - к этому моменту будет установлено доверие, и собеседник погрузится в предмет обсуждения.
  6. Темы могут быть разными, они зависят от цели вашего исследования. Но всегда важно получить информацию о действиях человека, его мотивах, окружающей обстановке, результатах действий и возникших трудностях и проблемах. Это необходимый минимум информации - помните об этом при составлении вопросов.
  7. Порой при разработке гайда вам хочется сразу получить от респондента ответ: каким должен быть будущий продукт или услуга? Не перекладывайте на человека работу вашей команды - он не обладает нужными профессиональными компетенциями. Ваша задача - изучить его опыт, его повседневную жизнь и понять, где место вашему продукту или услуге. Во время интервью вы на стадии сбора данных, проектировать будете потом.
  8. Заняться моделированием будущего продукта или услуги вместе с респондентом вы можете только в конце интервью - это позволит вашему собеседнику отталкиваться от личного опыта, описанного ранее.
  9. В конце интервью спросите респондента, хочет ли он что-то добавить к сказанному. Может быть, у него есть вопросы к вам. Иногда при этом всплывают важные для исследования моменты.
Что нам дает использование гайда? Гайд задает структуру разговора, но не устанавливает жестких границ для интервьюера. Как это выглядит на практике? Респондент поднял важную для исследования тему, которую вы не учли в гайде. Вы не прерываете респондента, обсуждаете с ним эту тему, а потом возвращаетесь к структуре гайда. Именно поэтому такие интервью называются полуструктурированными. Гайд не обязывает вас дословно воспроизводить формулировки вопросов - смотрите на ситуацию диалога, опыт респондента, манеру общения и выбирайте варианты, наиболее понятные собеседнику. При этом новичкам лучше придерживаться структуры гайда и чаще сверяться со списком тем и вопросов.

Как следует работать с гайдом? Наличие гайда не гарантирует, что интервью пройдет идеально. Тут важен и исследовательский опыт, и коммуникативные навыки, и, собственно, умение работать с гайдом. Первое и второе приобрести с помощью статьи не получится, а вот по работе с гайдом можно дать несколько рекомендаций.

  1. Гайд - это подсказка для интервьюера. Не нужно смотреть в него постоянно, зачитывать вопросы - в этом случае вы разрушаете атмосферу разговора. Представьте, что это шпаргалка на экзамене: у вас есть возможность быстро заглянуть в нее и убедиться, что все идет по плану.
  2. Перед началом исследования посмотрите на список тем и вопросов в гайде, - вы должны четко понимать причины, по которым команде нужна эта информация. Это помогает держать структуру гайда в голове: вы не заучиваете вопросы механически, а хорошо представляете их назначение.
  3. Постарайтесь запомнить порядок тем и вопросов. Не обязательно знать наизусть все вопросы, если у вас очень подробный гайд, достаточно удерживать в памяти основные, а дополнительные сможете задать по ходу.
  4. Распечатайте гайд в удобном для вас формате. Пусть шрифт будет достаточно крупным, разделение на темы - наглядным, важные вопросы - выделены визуально. Вариантов оформления много, главное, чтобы вам было комфортно. Все остальное вкусовщина.
  5. Если респондент отклоняется от темы, старайтесь вернуть его к структуре гайда. Не обрывайте его речь, выслушайте, а потом вернитесь к значимой для вас теме.
Эти советы помогут эффективно использовать гайд во время интервью, особенно если для вас это новый опыт.

Разумеется, создание гайда - задача непростая. Время на его создание зависит от объема информационных потребностей, требований к глубине данных, сложности темы. Например, при разработке нового IT-продукта нужен более сложный гайд - его создание займет больше времени. После первых интервью (пилотажа) может потребоваться доработка гайда, это нормальная практика. Качественно сделанный, проверенный на пилотаже гайд - хорошее подспорье для интервьюера. Однако разработкой такого гайда должны все-таки заниматься опытные исследователи.

Таким образом, новичку гайд позволяет решить несколько наиболее актуальных задач:

  • не забывать о целях и задачах проекта во время интервью;
  • придерживаться общей логики разговора;
  • контролировать ход интервью.

Страхи интервьюера: причины и способы преодоления

Перейдем от инструментария к тому, кто с ним будет работать, - интервьюеру. Актуальная тема для новичков - страхи интервьюера. Страх может испытывать даже опытный интервьюер, когда работает над сложной, сенситивной темой. Есть два типа факторов страха:
  • отказ от участия в интервью;
  • отказ отвечать на отдельные вопросы.
Бывают ли такие ситуации? Конечно, бывают! Хотя не так часто, как кажется новичку. Большинство людей готовы пойти навстречу, если вы доходчиво объясните, зачем вам нужна эта информация. О том, как это сделать, мы и поговорим.

Перед началом исследования вам нужно придумать историю, которая в доступной - это важно! - форме объясняет причину вашего обращения к собеседнику. Называется такая история легендой. Несмотря на свое название, легенда должна быть правдивой - не стоит врать людям, обращаясь к ним за помощью. Легенды, как и гайды, бывают разными для разных проектов. Вот несколько советов по их подготовке.

  1. Кратко, без лишних подробностей, сообщите респонденту, чем вы занимаетесь - например, разрабатываете приложение для мобильного банка, делаете сайт для молодых мам и т.д.
  2. Объясните, почему вам важен именно его опыт. К примеру, «вы часто покупаете одежду в интернет-магазине», «вы давно работаете в этой сфере», «вы не раз сталкивались с этой проблемой» и т.п.
  3. Расскажите, какую пользу принесет собеседнику общение с вами. Чаще это не материальное вознаграждение (хотя респондент может получить подарок или бонусы на карту лояльности), а отложенная выгода (к примеру, удобный сервис для оптовых закупок, которым будет пользоваться ваш собеседник; приложение для эффективного решения его повседневных задач).
  4. Обязательно скажите, что вы гарантируете конфиденциальность информации - утечка персональных данных исключена. Это не просто слова - будьте готовы защищать полученные данные. Если, к примеру, руководитель компании захочет узнать, кто из сотрудников не умеет работать с корпоративным ПО, вы не должны давать ему эти сведения, поскольку они не имеют значения для проектирования профессионального интерфейса.
Грамотная понятная легенда снижает риск отказа от участия в интервью. Помните, люди будут говорить с вами, если вы понятно объясните, зачем вам и им это нужно.

Теперь поговорим про отказ отвечать на конкретные вопросы во время интервью. Это бывает, когда дело касается сенситивных или просто сложных вопросов. Несколько советов для того, чтобы такие ситуации случались реже или преодолевались с наименьшими потерями.

  1. Темы и вопросы в гайде следует расположить от простого к сложному - когда установлено доверие и респондент погрузился в тему, ему проще вспоминать свои действия и мотивы.
  2. Если респондент отказывается отвечать, еще раз расскажите ему, зачем вам нужна эта информация, и напомните о гарантиях конфиденциальности - порой этого достаточно, чтобы человек пошел вам навстречу.
  3. Поинтересуйтесь, почему человек не хочет отвечать. Возможно, он не желает говорить о второстепенных для исследования моментах, а остальное готов рассказать.
  4. Попробуйте сформулировать вопрос иначе, не требуя лишних подробностей: для ваших целей не важны, например, конкретные денежные суммы, реальные имена людей, названия компаний и т.д.
  5. Если перечисленные приемы не помогают, попросите респондента рассказать о других людях. К примеру: «Расскажите, как выполняют эту задачу ваши коллеги?» Человеку проще говорить не о себе, а описывая действия других, он часто высказывает свои мысли.
Полностью преодолеть страхи поможет только опыт, но советы, данные выше, помогут снизить риск ситуаций, когда респондент отказывается участвовать в исследовании или не желает отвечать на конкретные вопросы.

Проблема самоуверенности интервьюера: я отлично понимаю, что вы имеете в виду

Перейдем к обстоятельствам самого интервью и обсудим одну из самых серьезных ошибок новичка, которая может перечеркнуть все усилия по разработке гайда. Во время интервью вам может показаться, что вы на одной волне с респондентом - вы прекрасно понимаете его ситуацию, мотивы и действия. Это одна из самых опасных для исследователя иллюзий. Ей легко поддаться, к примеру, при обсуждении рядовых повседневных действий, которые все должны делать одинаково. Что там может быть особенного? Или если вы профессионал и отлично разбираетесь в предмете разговора. Здесь ваши знания могут сыграть с вами злую шутку, создавая иллюзию понимания другого человека.

Почему это проблема? Давайте разберемся, какой результат дает вам интервью. Ваша задача - получить историю (или истории) респондента, которая описывает:

  • действия;
  • мотивы;
  • окружение (физическое пространство, социальное окружение);
  • проблемы и трудности;
  • результат;
  • оценку результата человеком.
Хороший гайд разработан так, чтобы получать такие истории, - с помощью вопросов из гайда интервьюер подталкивает респондента к подробному рассказу. Что произойдет, если вы убеждены, что полностью понимаете мотивы и действия респондента? Станете ли вы пытаться раскрыть все детали истории? Нет. Даже если у вас есть гайд. Вы будете так уверены в правильности собственных оценок, что некоторые вопросы из гайда могут показаться ненужными. Результат этой самоуверенности - некачественные данные, которые вы принесете своей команде. А она будет использовать эти данные для принятия конкретных решений по продукту.

Давайте примем за аксиому: вы не знаете, что, как и почему делает другой человек. Именно поэтому вы пришли к нему и проводите исследование. С таким подходом вам будет проще проводить интервью, а качество данных повысится. Ваш основной вопрос во время интервью - «почему?». Задавайте его как можно чаще - он позволяет раскрыть мотивацию человека, воспроизвести логику его действий, понять отношение к ситуации. Не бойтесь показаться глупым, когда задаете этот вопрос. Помните, ваша задача - получить подробную историю. Больше «почему?» и меньше вопросов, на которые можно ответить лишь «да» или «нет».

Ожидание быстрых результатов: интервью - это только первый этап исследования

Итак, вы провели интервью. Исследование закончено? Нет. В зависимости от того, какой способ фиксации информации вы выбрали, у вас на руках блокнот с заметками или диктофонная запись. Теперь вам предстоит трансформировать результаты в текст - на это сразу нужно отвести время. Получить текст из заметок в блокноте проще и быстрее, но во время интервью вам придется отвлекаться на записи и быстро решать, что важно, а что нет. Если вы выбрали диктофон, то у вас есть аудиофайл, который нужно расшифровать. Это монотонная и долгая работа.

С чего начинать новичку? Мы рекомендуем на первых порах использовать диктофон, чтобы ничто не мешало вам сосредоточиться во время разговора. Кроме того, прослушивание собственной записи и фиксация ответов - хорошая работа над ошибками. Вы сразу увидите, где не задали уточняющие вопросы, не раскрыли историю или упустили интересную новую тему. По этой причине тексты по первым интервью лучше сделать сразу - это поможет избежать повторения ошибок в следующих интервью.

Текст интервью - это только промежуточный артефакт. Его задача - зафиксировать результаты интервью так, чтобы потом было удобно создавать другие документы. Несколько советов по составлению текста интервью.

  1. Тексты интервью должны быть стандартизированы. Самый простой способ - повторить структуру гайда.
  2. Текст должен содержать дату проведения, продолжительность, комментарии (например, важные моменты по ходу проведения интервью) и ключевые характеристики респондента.
  3. В тексте должны быть иллюстративные цитаты - так вы сохраните живую речь информантов, которую можно использовать, к примеру, для оживления персонажей.
Пример конспекта интервью мы давали раньше в одной из статей .

После составления конспекта начинается аналитическая работа по обработке качественных данных. Результатом такого анализа будут документы, описывающие респондентов и их повседневную жизнь: портреты пользователей, жизненные ситуации, среду использования, ожидания пользователей, пользовательские вопросы и т.д. Именно с этими документами и будет работать ваша проектная команда. О создании каждого из этих документов можно написать отдельную статью. Очень желательно, чтобы на этапе их разработки у вас тоже была возможность проконсультироваться со специалистами.

Подведем итог этой части. Интервью - это лишь первый этап исследования пользователей. После него следует не менее сложная работа по анализу «сырых» данных. От качества ее выполнения зависит то, с чем будет работать ваша команда. Ваша задача - донести всю собранную информацию о пользователях в понятном виде. Сделать это не так просто.

Послесловие: стоит ли проводить исследование самостоятельно?

Мы рассмотрели основные проблемы и трудности, связанные с самостоятельным использованием качественной методологии на примере интервью:
  • разработка исследовательского инструментария - гайда интервью;
  • работа с гайдом;
  • страхи интервьюера и снижение таких рисков, как отказ участвовать в исследовании или отказ отвечать на отдельные вопросы;
  • проблема самоуверенности интервьюера и риск получения некачественных данных;
  • специфика обработки «сырых» качественных данных.
Предложенные советы помогут вам снизить риски получения некачественных данных.

Каков же ответ на главный вопрос? Стоит ли проводить качественные исследования самостоятельно? Повторим, если есть возможность, лучше обратиться к специалистам. Альтернативный вариант - совместное исследование, где вы работаете с готовым инструментарием и имеете возможность обратиться за консультацией (особенно важно - после анализа первых интервью). Такой формат работы предполагает желание самостоятельно разбираться с методологией, работать над ошибками и - главное - видеть ценность качественных данных для своего проекта. Если вы готовы к этому, можно попробовать.

И бонусом - пример гайда (комментарии разрешены).

Теги: Добавить метки

По окончании напряженного летнего сезона экскурсовод нашей компании - Суханов Леонид Сергеевич, экскурсовод 1-ой категории, методист, член рабочей комиссии по аккредитации экскурсоводов Городской туристско-информационный центр (СПбГУ «ГТИЦ»), учитель истории школы № 608 Кировского района Санкт-Петербуга, экскурсовод компании «Невский тур primo» дал интереснейшее интервью, в котором помимо всего прочего очень часто встречается слово «любовь». Оказывается без этого чувства в данной профессии делать точно нечего.

Леонид Сергеевич, какими необходимыми качествами (помимо профессиональных) должен обладать экскурсовод? Каких экскурсоводов любят туристы?

Туристы любят хороших экскурсоводов. Но как определить хороший или нет экскурсовод - вопрос. И у каждого своя шкала измерения. Я считаю, что главное качество экскурсовода - любовь к городу, к своей профессии, к людям. Любовь, но не фанатизм в разных вопросах нашей работы, не подобострастие. Человек, который представляет столь величественный город, должен быть адекватен. Сегодня много людей, которые пришли в профессию с одной целью - заработать, часто бывает, что они и не задумываются о сути и назначении нашей работы. Поэтому, возможно, что главное качество, кроме всех профессиональных адекватность и неиссякаемое желание показать туристам наш город, влюбить, как говорят сами же гости города, в Петербург.

Каких туристов любите Вы? Есть ли различия в предпочтениях и восприятии туристом из разных регионов страны и ближнего зарубежья экскурсионных программ и маршрутов? (Скажем, туристы из Вологды больше любят вот это, а из Мурманска что-то иное). Можно ли проследить такие интересные взаимосвязи?

Я... Я люблю туристов таких же, как туристы любят экскурсоводов - хороших. Опять - как определить? Туристы разные, и каждый профессиональный экскурсовод или гид-переводчик должен уважать туриста из любого региона. Но сегодня как никогда, чувствуется разница между регионами. Но если раньше различия были географическими, то теперь исключительно материальные: нефтяные регионы и аграрные - большая разница. Одни могут ничего не воспринимать, главное для многих теперь «звёздность» гостиницы, что, безусловно, важно, а другие воспринимают все, всем восхищаются и все интересно. Но не потому что они ничего не знают, потому что их современная экономическая ситуация не уничтожила, как людей думающих, интересующихся.

Как Вы думаете с кем интереснее работать?

У меня несколько раз за сезон бывают группы из Йошкар-Олы. Когда я первый раз с ними работал, во время обзорной экскурсии у меня было ощущение, что все спят, ибо слышно было меня и шум мотора автобуса, оборачиваюсь - слушают, смотрят, чуть ли не дышат через раз. Последнее время туристы все меньше задают вопросы о городе, истории, литературе, о прошлом, настоящем и будущем. Единственный вопрос, который звучит очень часто - о настоящем - сколько стоят в Петербурге квартиры. Вот так меняется турист.

Несмотря на то, что Вы очень молоды, в туризме работаете довольно давно. Как меняется внутренний туризм в Петербурге? Есть ли качественные изменения?

Несмотря на возраст (к 28 годам 16 лет стажа экскурсовода), я помню, как говорится, еще те времена в туризме. Главные изменения в туризме, как в любой сфере услуг - взлеты и падения. Сейчас, как мне кажется, внутренний туризм Петербурга на подъеме. Касательно качественных изменений... Народ меньше стал интересоваться некой кулуарностью истории, темы экскурсий "Любовь и корона" и "Мистический Петербург", к счастью, отходят на второй план. В одном отзыве туристов была просьба больше рассказывать о 1917 годе, спортивной жизни города. Я помню, была такая экскурсия "Спортивный Ленинград", сегодня, когда строятся новые спортивные объекты, мне кажется возрождение такой темы очень актуальным. Люди потянулись от "клубнички" к истории, фактам, к информации о развитии города. И это прекрасно. Ведь задача экскурсовода не работать на потребу дня, а тянуть уровень знаний, интересов, культуры экскурсантов выше. Еще одно важное изменение - меньше фирм-однодневок. На рынок выходят более серьезные компании, контролирующие качество обслуживания.

Какие свои экскурсии Вы считаете наиболее интересными и яркими?

Я одинаково плохо работаю! (улыбается). Я очень люблю водить войну, как говорят у нас в профессии, люблю трассовые экскурсии - Новгород, Выборг, Старая Русса и т.д. На трассе масса возможностей за 3 часа раскрыть чуть ли не всю историю государства российского, привязав все это к конкретным объектам показа. Все люблю водить. Люблю профессию, люблю город, поэтому всегда, положив микрофон, хочется взять поскорее его вновь. А самая яркая, наверное, ночная по городу.

Что посоветуете непременно посетить туристу, который первый раз приехал в Петербург?

Пискаревское кладбище. Не с вокзала, конечно, туда ехать, но выбрать турфирму, которая предлагает обзорную экскурсию по Петербургу с посещением мемориала, как это было всегда. В Петербурге-Ленинграде обязательно нужно поклониться тем, кто пал, защищая великий город. Подвиг ленинградцев в том, что не себя спасали, спасали город. А уже потом спасенный ленинградцами Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, крейсер Аврору, воссозданный Петергоф, Петергоф обязательно - его фонтаны бесподобны. Для первого приезда в Петербург, думаю, достаточно.

Зачем вообще нужен экскурсовод в наше суперинформационное время, есть интернет (причем уже даже у нас довольно мобильный - I-Pad"ы, I-phon", прочие коммуникаторы), всё всем доступно. Экскурсовод - это пережиток прошлого? Или он для ленивого туриста? Как поменялись функции экскурсовода в 21 веке?

Ведь экскурсовод не ретранслятор. Главная задача экскурсии - показать!!! Как говорил наш великий экскурсовод, ныне покойный, Сергей Сергеевич Бортин, "сначала надо насытить глаза, потом уже уши". Это правило я усвоил от своего первого и главного педагога по профессиональному мастерству Наталии Васильевны Щегровой, которой всегда благодарен за то, что она дала мне профессию. Экскурсовод знает, что и как показать, да и что рассказать из всего объема информации. Никакие технические средства не могут показать город, только рассказать о нем. И очень важно - живое общение, которое может влюбить в город, о чем мы уже говорили. Вряд ли современные средства смогут это сделать лучше человека, всей душой любящего свой город.

Леонид Сергеевич, поскольку Вы работаете еще школьным учителем истории, хотим спросить вот еще о чем: можно ли утверждать, что подобно тому, как иностранные языки легче запоминаются и усваиваются с полным погружением в языковую среду, то и курс отечественной истории наверняка интереснее, полезнее и проще для школьников запоминать с применением экскурсий, что называется на местности? Ведь Санкт-Петербург это фактически уникальный огромный музей истории Российской Империи?

Да! Другого мнения быть не может. Конечно, можно историю, даже историю Петербурга изучить, не выходя из школы. Но нельзя не использовать потенциал города. В школе, где я работаю в прошлом году мы проводили семинар "Потенциал петербургской культуры в дополнительном образовании". Но ведь еще больший потенциал в основном образовании. В Петербурге можно вести экскурсии в соответствие с программой по литературе, истории, истории города, мировой художественной культуре, музыке, биологии, астрономии, химии, физике и еще ряду предметов. Как прекрасно, изучив роман Ф.М. Достоевского, увидеть кварталы, где разворачивается действие романа, увидеть дом, где писатель создал это "самое петербургское произведение русской классической литературы". Говоря о творчестве русских или зарубежных живописцев посетить русский музей, Эрмитаж, академию Художеств, усадьбу Репина "Пенаты". Прекрасные лаборатории наших научных институтов и университетов всегда рады предоставить возможности для проведения опытов, для знакомства с их коллекциями, которые собирались веками. Ведь экскурсия не заменит урок, но и не должна быть только развлечением, экскурсия - прекрасная иллюстрация к материалу учебной программы, прекрасная возможность дать дополнительный материал. Петербург - кладезь в этом смысле.

Если это так, какие экскурсии Вы могли бы порекомендовать для учащихся и школ?

Если, несколько примеров, то это вся литературная тематика - А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский в Петербурге, Поэты Серебряного века и другие. Обязательно военная тематика. Для школ с художественным уклоном - искусствоведческие и архитектурные темы. Хочу сказать, что подбор тем для каждого конкретного класса индивидуален. Темы важно выбирать осознанно. Обоснованием выбора для учителя не должна стать мысль "а вот здесь я еще не была или давно сюда не ездила". Детям должно быть интересно и понятно, что будет говорить экскурсовод, более того, у школьника д.б. мотивация. Зачастую эта мотивация - конкретные задания по теме экскурсии. Поэтому я всегда призываю своих коллег (учителей) как можно чаще включать экскурсии в план внеклассной работы по предмету и в план воспитательной работы с классом. Прекрасно знаю, что сегодня учителям тяжело работать в силу массы причин, в т.ч. невысокого культурного уровня школьников, но, мне кажется, что приобщение детей к прекрасному должно быть в помощь.

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Вопросник глубокого интервью принципиально отличается от анкеты с закрытыми вопросами. Если структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов, то структурной единицей неформализованного интервью является ТЕМА. Тема представляет собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса.

Вопросник глубокого неформализованного интервью представляет собой перечень тем, подлежащих выяснению. Этот перечень не обязательно должен иметь форму вопросительных предложений. Темы могут быть сформулированы как в повествовательной, так и в вопросительной форме.

Центральной проблемой при составлении вопросников, предназначенных для глубоких интервью, является определение последовательности тем и степени их детализации.

В зависимости от типа смысловой связи темы подразделяются на повествования, описания и рассуждения. Данная типология была разработана еще средневековыми логиками, а в русскую научную культуру привнесена М. Ломоносовым.

Повествование – это изложение хода событий во времени или последовательное отображение частей сложного события. Составные части повествования следуют друг за другом в порядке, определяемом связью во времени описываемых в них событий. В методических пособиях по интервьюированию повествование именуется также «хронологической» последовательностью. Разновидностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронологии, прямая хронология с отступлениями. Иногда интервью концентрируется вокруг какого-то центрального события. В этом случае задаются вопросы: что было до того, во время того, после того? Хронологическая последовательность может измеряться в годах, месяцах, днях, часах, минутах. Скорость описания событий в ходе интервью обычно бывает неоднородной: ключевые события могут описываться часами и минутами, а длящиеся процессы – месяцами и годами. Вследствие этого временные рамки повествования в ходе интервью постоянно меняются, расширяясь и сужаясь.

Описание – это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Связь между элементами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или иных отношений. Описание называют также «пространственной» последовательностью, имея в виду, что совокупность формирующих объект составных частей, признаков или функций образуют, говоря языком математиков, признаковое или функциональное пространство.



В интервью при перечислении респондентом факторов, причин или составных частей, желательно попросить его, по возможности, выстроить их в порядке значимости или иным образом упорядочить свое изложение.

Описания различаются по месту расположения их общей части (общей характеристики объекта описания). В некоторых случаях эта часть открывает тему, в других она ее завершает. М. Ломоносов назвал первый тип описания разделительным (сначала представляется объект в целом, а затем составные части), а второй – соединительным (сначала составные части, а затем объект в целом).

Рассуждение или причинно-следственная последовательность – это тип смысловой связи, основанной на причинно-следственных отношениях. Рассуждение представляет собой мысль, движущуюся от посылок к выводу, например, в форме умозаключения, доказательства, опровержения. Виды рассуждений: от констатаций к обобщению; от тезиса к аргументам и от них к выводу; от фиксации изменений – к анализу их причин; от элементов – к их связям; от установления закона – к раскрытию его модификаций; индуктивные и дедуктивные умозаключения.

При составлении вопросников темы, связанные с рассуждениями, целесообразно ставить в конец интервью, после того, как фактическая сторона дела прояснена в ходе повествования или описания (либо их комбинации).

Вопросы, запланированные заранее, и вопросы, формулируемые по ходу интервью. Вопросы, задаваемые респонденту, подразделяются на те, что подготовлены заранее и сведены в план-вопросник, и те, что задаются непосредственно в ходе беседы и представляют собой оперативную реакцию интервьюера на получаемую информацию. Второй тип вопросов в данной главе не рассматривается, поскольку в ней идет речь только о заранее подготавливаемых планах интервью. Однако для данного раздела важно, что интервью могут различаться по соотношению удельных весов вопросов обоих типов. Исследователь должен выбирать, на что он больше будет полагаться: на заранее подготовленные или на оперативно формируемые вопросы.



Число тем в интервью. План глубокого интервью может включать в себя либо одну тему, либо несколько независимых тем. Первый тип вопросника можно охарактеризовать как простой, а второй – как составной. Составные интервью реже встречаются в социологической практике глубокого интервьюирования, поскольку полноценное раскрытие одной темы (или нескольких взаимосвязанных тем) требует обычно достаточно много времени. Соединение в одном интервью нескольких разнородных тем может привести к тому, что не все они будут полноценно раскрыты. В связи с этим наше дальнейшее изложение будет в основном ориентировано на описание правил составления вопросника простого интервью, во-первых, потому, что оно более употребительно, а во-вторых, потому, что составной тип складывается из нескольких простых.

Степень логической детализации вопросника. Это идеально–типическая шкала, на одном полюсе которой находятся вопросники с высокой, а на другом – с низкой степенью детализации. Если для проведения интервью формируется подробный план, состоящий из многих вопросов, и если эти вопросы представляют собой составные части одной общей темы, то мы имеем дело с вопросником детализированного типа.

Детализация вопросников осуществляется путем деления большой общей темы на составляющие ее частные темы. Деление темы – это логическая операция, посредством которой раскрывается ее объем, т. е. число предметов или явлений, охватываемых темой. В соответствии с общепринятыми логическими правилами, деление темы на составные части (подтемы) должно быть:

а) обоснованным,

б) соразмерным

в) взаимоисключающим

г) непрерывным

Хорошо разработанный вопросник сложного интервью должен иметь вид подробного оглавления книги. Число ступеней деления детализированного интервью может доходить до трех или четырех, напоминая рубрикацию оглавления, включающего части, главы, параграфы, подпараграфы и т. д. Сравнение с оглавлением книги не случайно, поскольку хорошо проведенное и хорошо отредактированное интервью (о редактировании см. ниже) и должно иметь вид логично построенной статьи или книги.

В противоположность вопроснику с высокой степенью детализации, часто представляющему собой сложную многоуровневую систему вопросов, вопросник с низкой детализацией может состоять только из одного вопроса или формулировки темы.

Вопросник с низкой тематической детализацией может состоять из нескольких самостоятельных, но связанных по смыслу тем, не являющихся составными частями. Он может содержать также некоторые раскрытия основной темы, что приближает его к типу вопросника с высокой логической детализацией.

Использование вопросника с низкой степенью детализации предполагает, что часть вопросов будет сформулирована и задана непосредственно в ходе интервью.

Выбор вопросника с высокой или низкой степенью детализации требует сравнительного описания их преимуществ и недостатков. Проблема определения целесообразной степени логической детализации интервью является при составлении вопросника одной из центральных. Эта детализация в общем и целом определяется степенью предварительной информированности исследователя. Низкому уровню предварительной информированности должна соответствовать и низкая степень логической детализации.

Одним из приемов, способствующих преодолению противоречий между преимуществами и недостатками высокой и низкой степени детализации, является поэтапная детализация, при которой ее степень возрастает непосредственно в ходе исследования, от интервью к интервью.

Степень логической разветвленности вопросника. Это идеально–типическая шкала характеризует вопросники со сложной логической структурой. На одном конце шкалы план интервью напоминает линию, а на другом – ветвистое дерево. Необходимость составления вопросников типа «дерева» возникает в тех случаях, когда при расчленении темы на составные части встает проблема «логических развилок». Эта проблема актуальна при составлении схем как формализованного, так и глубокого интервью. Логической развилкой в данном случае называется ситуация, при которой исследователь прогнозирует, что в зависимости от ответа на определенный вопрос выборка респондентов распадется на несколько существенно различающихся по своим свойствам совокупностей, для каждой из которых потребуется составление специфичного вопросника. Поясним сказанное на примере. Предположим, что проводится опрос, направленный на изучение типов восприятия эстрадной песни. Как правило, в таких опросах обнаруживается, что для одной части респондентов более важным является поэтический текст, а для другой – музыка. Поскольку системы критериев и понятийный аппарат оценки словесной и музыкальной составляющих существенно различаются, то вопросник анкеты или интервью должен предусматривать эту развилку, т. е. наличие специфических блоков вопросов для респондентов различных типов.

Полнота логической структуры вопросника. Вопросники неформализованного интервью могут иметь полную либо неполную логическую структуру. Полная логическая структура возникает в том случае, когда темы интервью расчленены на подтемы в соответствии с описанными выше четырьмя правилами деления (см. вопросник с высокой степенью логической детализации). Однако реально уровень предварительной осведомленности исследователя далеко не всегда позволяет осуществить такое деление. Часто исследователь располагает лишь общей формулировкой темы и наряду с этим – набором частных вопросов, входящих в данную тему, но не покрывающих ее целиком. Такие ситуации, в частности, возникают в прикладных исследованиях, поскольку заказчиков обычно интересует как общее состояние проблемы, так и получение ответов на ряд конкретных вопросов. Иногда заказчик формирует проблему путем составления обширного списка конкретных вопросов. В этом случае исследователь может пойти по формальному пути и составить план интервью исключительно на основе заданного заказчиком перечня вопросов. Этот подход нельзя, однако, считать профессионально добросовестным, поскольку заказчик, скорее всего, сформулировал лишь часть вопросов, являющихся элементами более общей проблемы. Задача социолога состоит не только в том, чтобы дать ответ на заданные вопросы, но и в том, чтобы попытаться выявить и осветить те вопросы, которые не заданы заказчиком, но релевантны интересующей его проблеме. Сделать это можно только путем включения в вопросник общих вопросов, нацеленных на освещение всей проблематики в целом.

Таким образом, вопросник с неполной логической структурой представляет собой смешанный тип недетализированного и высокодетализированного вопросника, иными словами – комбинацию общих и частных вопросов, логическое пространство между которыми остается незаполненным. Общий вопрос ставится в этом случае перед частными, а частные вопросы задаются только после того, как респондент самостоятельно и полностью раскрыл сформированную в общем вопроснике тему. В ходе ответа на общий вопрос респонденты могут, и это случается довольно часто, осветить некоторые из предусмотренных планом частных вопросов. Необходимость задавать их в таком случае сама собой отпадает.

Постановка и раскрытие общего вопроса до перехода к частным, не устраняя частные вопросы из плана интервью, вместе с тем позволяет выявить:

а) неучтенные логические развилки и принципиально новые направления раскрытия темы. Новый и неожиданный для исследователя поворот темы зачастую обессмысливает всю остальную часть детализированного вопросника, если исследователь поторопился с его составлением;

б) неучтенные основания деления темы, раскрывающие объект с неожиданной стороны;

в) неполноту заданной исследователем типологии, которую респондент может дополнить новыми объектами, явлениями или переменными;

г) ранги значимости элементов тем, составных частей исследуемых объектов или явлений, а также их взаимосвязи в сознании респондента.

Прямая и обратная «воронка». Ряд вопросов, в котором каждый последующий имеет меньший логический объем, чем предыдущий, называется последовательностью «прямой воронки». Противоположный тип, в котором общий вопрос расположен после частного, называется «обратной воронкой». Указанные типы последовательностей могут характеризовать либо все интервью в целом, либо отдельные его темы или подтемы.

Последовательность «прямой воронки» наиболее употребительна. Можно сказать, что она используется во всех случаях, когда нет специальных методических оснований для принятия противоположного решения. Среди основных преимуществ последовательности «прямой воронки» могут быть названы следующие:

а) если целью интервью является получение детального описания события, ситуации или проблемы, постановка общего вопроса позволяет избежать множества частных.

б) последовательность «прямой воронки» позволяет респонденту строить свой ответ более связно и вспоминать детали более эффективно, следуя своему собственному пути ассоциаций

в) начиная интервью с постановки общего вопроса, исследователь страхует себя от привнесения в беседу своего взгляда или установки своих рамок соотнесения прежде, чем он получит информацию о представлениях респондента.

г) если цель интервью заключается в обнаружении непредвиденных релевантных ответов, методически более правильна постановка общего вопроса, так как частные вопросы этой цели не достигают.

Выше были перечислены основные преимущества последовательности типа «прямой воронки». Ясно, что использование обратного принципа перечеркивает эти преимущества. Тем не менее, существуют специальные методические основания, которые могут склонить выбор исследователя к использованию последовательности «обратной воронки». Таких оснований существует, как минимум, три (следует иметь в виду, что реальные вопросники могут содержать в себе комбинации двух типов последовательностей на уровне подтем):

а) отсутствие у респондента достаточно сильных мотиваций для предоставления информации по теме интервью. Такая ситуация может, к примеру, возникнуть в том случае, когда релевантный для исследования опыт респондента представляется ему маловажным и неинтересным, либо он слишком отдален во времени и в значительной степени стерся из памяти

последовательность вопросов в интервью должна отвечать следующим требованиям:

по ходу опроса интерес опрашиваемого должен расти.

более сложные вопросы должны следовать за более простыми.

б) необходимость создания единых рамок соотнесения у различных респондентов.

в) в определенном отношении последовательность «обратной воронки» оказывает на интервью примерно то же влияние, что и наводящий вопрос. Как и в случае с наводящим вопросом, смещающее воздействие последовательности «обратной воронки» следует считать нежелательным эффектом во всех случаях, когда оно не имеет веских методических обоснований.

Специальные виды последовательностей. В эту группу объединены различные типы последовательностей, разработанные для достижения тех или иных специальных целей. Приведем примеры некоторых таких последовательностей.

«Тематическая» последовательность. Она используется в тех случаях, когда цель интервью распадается на ряд параллельных тем. Например, исследуя мнения о кандидатах в президенты, каждого кандидата можно рассматривать как отдельную тему, формируемую из одних и тех же вопросов. Таким образом достигается сопоставимость результатов по каждой теме.

Последовательность «проблема – решение» предложена амери­канским исследователем Д. Дэрвилом. Включает в себя 5 следующих вопросов: Что является сутью проблемы? Что является ее причиной? Какие возможны решения? Какое решение наилучшее? Как это решение может быть реализовано?

«Воронка Гэллапа», состоящая из пяти вопросов, служит для составления как формализованных, так и неформализованных опросников. Первый вопрос предназначен для того, чтобы выяснить, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней. Второй направлен на выяснение того, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме. Третий предназначен для получения ответов по конкретным аспектам проблемы. Четвертый помогает выявить причины взглядов опрашиваемого. Пятый направлен на выяснение силы этих взглядов, их интенсивности.

Язык интервью . Данный аспект проблемы не формирует типологии, но важен при составлении вопросников. Основным критерием для выбора языка и синтаксиса вопросника является необходимость обеспечения максимально полного и точного донесения смысла сообщений от интервьюера к респонденту и обратно. Иначе говоря, язык интервьюера должен соответствовать общему словарю интервьюера и респондента. Наличие общего словаря не означает, что интервьюеру следует использовать те же самые народные либо простонародные выражения или говорить с тем же акцентом, что и респондент. Это означает, что язык, на котором говорит интервьюер, должен быть понятен респонденту, даже если респондент выражает ту же мысль каким-то другим способом. Ответы респондента также вовсе не обязательно должны быть сформулированы в терминологии интервьюера, но обязательно должны быть понятны ему. Словарь и манера выражения должны быть общими в том смысле, чтобы создавать единую основу для понимания.

Если общий язык интервьюера и респондента оказывается недостаточным для обсуждения темы интервью, то необходимо расширить словарь той или другой стороны. В отношении респондента это кажется сложным, но как показывает практика, вполне возможным предпочтительной.

Противоположная возможность заключается в том, чтобы расширить или, точнее, адаптировать язык интервьюера, сделав его понятным для той категории лиц, которых предполагается опросить.

Расширение словаря интервьюера не означает, что он должен пытаться имитировать речь респондента. Такие попытки могут привести лишь к нежелательным последствиям. В частности, имитация речи может серьезно обидеть респондента, поскольку ее причины могут быть неправильно истолкованы. Наряду с проблемой учета специфики языка респондентов существует проблема уровня сложности вопросов. Степень сложности вопроса должна приблизительно соответствовать уровню понимания респондента. С методической точки зрения нежелательно задавать как слишком сложные, так и слишком упрощенные вопросы. Слишком большое упрощение формулировок вопросов подчеркивает, а не нивелирует социальную дистанцию, нанося тем самым обиду респонденту. Противоположная ошибка, а именно постановка вопросов, которые выше уровня понимания респондента, вызывает два очевидных негативных эффекта. Первый – это сложность в общении, когда респондент не понимает, чего от него хотят.

Вторая проблема – мотивационная. Респондент в этом случае может ощутить большой социальный разрыв между собой и интервьюером, поэтому ему будет казаться, что он разговаривает с человеком, который никогда правильно его не поймет. Если так случается, респондент утрачивает один из основных мотивов общения

Под начальной стадией интервью понимается достижение предварительной договоренности с респондентом, если таковое имеет место, и первые минуты непосредственного общения с ним, включая вводную или вступительную часть беседы и первые вопросы.

Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно выполняет специфические функции. Эти функции связаны не с получением информации, а с установлением психологического контакта с респондентом. В зарубежных учебниках слово «контакт» часто определяется такими выражениями, как «установление атмосферы открытости и доверия» или «разбивание льда».

Описание проблемы установления контакта целесообразно начать с характеристики двух специфичных видов интервью, в которых наиболее ярко представлена природа явления, которое может быть охарактеризовано как «психологический контакт». Первый вид – это так называемые клинические или психотерапевтические интервью. Как известно, клиническое интервью используется в психиатрии и медицинской психологии как средство для оказания помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. При этом решающим фактором эффективности лечебного воздействия является психологический контакт, основанный на взаимном доверии и способности врача к сопереживанию (эмпатии).

Помощники общения

1. Стремление к исполнению ожиданий

2. Потребность в признании и одобрении

3. Альтруистические мотивы

4. Приобритение нового опыта

5. Катарсис

Ингибиторы

1. Поиск свободного время

2. Угроза своему я

Виды вопросов

Вопросы классифицируют по различным основаниям.

1) По степени выраженности в тексте вопросы могут быть:

– явными – выражаются в языке полностью, вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное;

– скрытые – выражаются лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.

2) По своей структуре вопросы делятся на:

– простые – структурно предполагают только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы;

– сложные – образуются из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если.., то…» и др. Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на самостоятельные вопросы. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, не тождествен смыслу соответствующих логических союзов, с помощью которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.

3) По способу запроса неизвестного различают:

– уточняющие – это вопросы (или «ли"-вопросы), направленные на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли» и др.;

– восполняющие – это вопросы (или «к"-вопросы), предназначенные для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак восполняющего вопроса – вопросительное слово типа «кто?», «почему?» и др. Следует иметь в виду, что вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса, точно и однозначно устанавливая границы области его неизвестного. А это, как правило, отрицательно сказывается на понимании вопроса.

4) По количеству возможных ответов:

– открытый – это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов;

– закрытый – это вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических исследованиях.

5) По отношению к познавательной цели:

– узловые – это вопрос, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели;

– наводящий – это вопрос, если верный ответ каким–то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами нет

6) По правильности постановки:

– корректные – это вопросы, предпосылкой которых является истинное и непротиворечащее знание;

– некорректный – это вопрос, основанный на предпосылке ложного суждения, противоречащего суждения или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов:

а) тривиально некорректный (бессмысленный) – это вопрос, выражающийся предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания;

б) нетривиально некорректный – это вопрос, предпосылкой которого является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа.

Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос в целях провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Такими вопросами иногда ставят в неудобное положение логически неподготовленных.

Продолжаю общаться с блогерами и выпытывать из них секреты мотивации и успеха. Сегодня у меня в гостях Московский аккаунт-гид по ресторанам и местам, где можно вкусно покушать.

Прошлые интервью с Инстаграмщиками читайте по ссылкам:

Расскажи немного про идею своего блога в Instagram? Откуда она появилась и почему решили заняться именно ей?

Паблик restinmsk - это вкусный гид по ресторанам Москвы. Ведём мы его вдвоем с женой уже полтора года. Пришла к нам идея до того, как мы переехали в Москву. Родом мы из Республики Мордовия, г. Саранск.

Около месяца просматривали десятки вебинаров и прочитали столько же статей. Мы загорелись и даже нашли первого клиента. Предложили продвижение управляющей одной из уютнейших кофеен в городе, где в последствии сделал предложение своей жене! Наверно это был первый шаг в сторону гастрономической темы.

После нескольких месяцев ведения, мы поймали себя на мысли, что можем больше! Сидя как-то в кальянной, я предложил жене создать паблик по ресторанам России, но в ходе дискуссии, понял, что создание контента будет весьма затруднительным процессом. Это как из дробовика по воробьям стрелять! Нужно что то более локальное, но вести страничку по ресторанам Саранска, дело неблагодарное и ведущее в никуда. И тут ко мне пришла идея: рестораны столицы! Жена восприняла эту идею работающей, а долгосрочной перспективе, возможно и приносящей некую прибыль. Начало было положено.

С чего начинали продвижение?

После создания аккаунта и выбора концепции, мы начали продвижение. На первых порах пользовались черными методами раскрутки, в основном массофоловингом . О чем конечно же в дальнейшем пожалели! Нагнали около 8 тыс подписчиков и поняли, что нужно что то делать дальше, так как активность была крайне маленькой.

Знакомые много раз крутили у виска и говорили, что если вы не зарабатываете на блоге хотя бы пол миллиона рублей, вам нужно бросить эту затею!

Как хватило сил не бросить своё начинание через месяц?

Честно говоря, подобные мысли приходили очень часто, но уже где-то через год. В первый месяц мы об этом даже не задумывались. С самого первого дня и до сегодняшнего момента мы с женой работаем на мощнейшем энтузиазме, хотя некоторые знакомые много раз крутили у виска и говорили, что если вы тратите столько сил и не зарабатываете на блоге хотя бы пол миллиона рублей, вам нужно бросить эту затею!

Возвращаяясь к мотивации. Мы видим много аналогичных блогов, которые начали после нас. Выживают не все, поэтому страха, что конкурентов становится больше, нет. Не все выдерживают. Кому то просто становится не интересно у кого нет на это времени или мотивации. Есть парочку похожих блогов, которые вели страницы долгое время и достигли определённого уровня, но в какой то момет сдались.

Контент решает. Если у вас не будет идеи, то ломанного гроша не будут стоить все ваши усилия.

Был ли изначально чёткий план на последующую монетизацию или «начнёт, а там как карта ляжет»?

Мыслей о монетизации блога на старте не было. Окрылённые успехом при продвижении странички кофейни в Саранске, мы подумали: «А что, если при переезде в Москву попробовать поискать клентов там?». Конечно же все наши мечты разбились о «айсберг» столичных реалий. Во-первых, таких как мы «продвиженцев» в день в рестораны звонят сотни, во-вторых ведением соц. сетей занимаются PR-менеджеры и это прямые их обязанности, на ряду множеством других. Поэтому управляющему прост оне выгодно держать два сотрудника.

Мы бросили эту идею и начали медленно, но верно развивать блог.

Какие три вещи стоит знать любому, кто задумается над созданием блога в Instagram?

Первое . Это тяжелый труд, требующий полной отдачи, ответственности и пунктуальности.
Второе . Контент решает. Если у вас не будет идеи, то ломанного гроша не будут стоить все ваши усилия.
Третье . В первый год, если вы не супер гений SMM, забудьте о прибыли. Вам придется только вкладывать силы и бюджеты.

Что важнее — текст или фото?

В нашем случае на первом месте конечно же фото. Но я знаю множество блогеров, где фотографии в ленте посредственые, а вот вовлеченность в комментариях бомбическая! Если же вы и рукастый фотограф и пишете текста, словно бог, то я вам завидую белой завистью 🙂

Летом Instagram ввёл алгоритмическую ленту, сильно ударило по вовлечённости и что делаешь, чтобы не потерять охват?

Введение алгоритмической ленты мы встретили «грудью». Мониторили статистику ежедневно, и прикладывали максимум усилий, чтобы активность не проседала. На сегодняшний день мы стараемся поддерживать охват около 40-60% от количества подписчиков, в зависимости от самого поста. Начиная с марта, лично меня вводит в ступор некоторые моменты. Есть коллеги, которых я не буду упоминать, у которых активность была всегда в разы меньше нашей, относительно количества подписчиков. И никогда они не отличались искусством фотографии

Если бы ты смог дать один совет себе начинающему блог на самом старте, чего бы сказал?

Я бы сказал так: «Если ты собрался(-ась) вести лайфстайл блог, так же как ведут его тысячи московских блогеров, брось эту затею! Красивые картиночки без идеи и цели, лайкают такие же блогеры и не несут никакой смысловой нагрузки. Придумай крутую идею, а уже потом начинай!»

Необычных предложений у нас не было никогда. У нас настолько узконаправленный блог, что шальных или залётных рекламодателей у нас не бывает.

Сколько времени уделяете блогу и сколько уходить на один пост?

Если бы не спали, то все 24 часа уходили бы на создание контента и продвижение нашего блога. Мы сумасшедшие! Не знаю, когда мы перешагнем тот момент, когда будем относиться более спокойно к количеству лайков и комментариев. А если ER (Engagement Rate) начинает понижаться, то мы и вовсе бьем тревогу.

Был момент, когда после бана коммерческих страниц и массофолловеров, в автоматическом режиме, я спарсил базу оставшихся и начал ВРУЧНУЮ просматривать каждую страничку и банить тех, кто не подходит под нашу ЦА.

Придумай крутую идею, а уже потом начинай!

А вот жена у меня, повёрнута на фотографии. Если для меня фото вроде бы хорошее по обработке и композиции, то она может прицепиться ко всему, что угодно (пенка на кофе, чуть чуть грязная тарелка). Про обработку вообще молчу.

В нашем дуэте, как я уже сказал, поиском фотографии занимается жена. Времени на это может уходить от 40 минут до нескольких часов.

Что тебя больше всего сегодня раздражает в Instagram?

Больше всего конечно же раздражает статистика охватов. А еще последним плачевным опытом было физическое «выпиливание» поста из ленты новостей. Т.е. при каких то обстоятельствах после определенного момента, наши подписчики переставали видеть новую публикацию. Это не может не раздражать!

Какой пост самый любимый и на что хотел бы уделить больше сил и времени, но почему-то не хватает.

Любимого поста наверно нет, так как через мои руки проходит каждый день по десятку публикаций, в том смысле, что я занимаюсь их планированием. Больше сил и времени я хотел бы уделить конечно же семье. Но если речь идёт о блоге, то хочется поскорее достигнуть первой контрольной точки в 100 тыс подписчиков и начать уделять больше времени второй нашей страничке о ресторанах Санкт-Петербурга.

На что снимаешь контент и в чём обрабатываешь?

Все фотографии жена делает исключительно на телефон. Обработкой также занимается в мобильных приложениях: VSCO, Snapseed.
Что блог дал вам за время своего существования? Опыт, новые контакты, знакомства и т.д.?

Говоря вцелом, ведение блога дал нам опыт многозадачности. Мы оба работаем, поэтому приходится совмещать повседневные задачи с поиском контента, модерацией, рекламой, продажами, ведением финансов и стратегическим планированием.

Больше всего конечно же раздражает статистика охватов.

За все время, жена прокачала навыки фотографии и вспоминая о первых фото, что мы сделали, смеемся! Я же ежедневно изучаю все нововведения Instagram и стараюсь не отставать и поддерживать активность.

Блог дал нам возможность развиваться, иметь дополнительный заработок, как онлайн, так и офлайн. Чем больше мы становимся, тем увереннее мы себя чувствуем, а управляющие и представители ресторанов видят в нас партнеров, а не просто блогеров.

Мы увеличиваем прибыль кафе и ресторанов и в тоже самое время приносим пользу нашим подписчикам. Показываем тот контент, который считаем полезным, дарим подарки и проводим розыгрыши.

Мы не выкладываем платные посты платьев, салонов красоты или каких то товаров. Мы вынуждено ограничиваем свою прибыль, чтобы оставаться тематическим блогом.

Мы очень любим своё дело, живём им и не остановимся не на секунду! Считаем, что эта наша самая главная задача.

В рамках которого показывают выставку немецких фотографов Михаэля Шефера и Виктории Биншток. Анна Карпенко встретилась с фотохудожниками и поговорила о выставке и о современной фотографии.


ПОЧЕМУ ВЫСТАВКА ТАК НАЗЫВАЕТСЯ

Михаэль . Вообще, название придумали кураторы, но я интерпретирую его как то, что вокруг нас, поток картинок, изображений, которые каждый из нас постоянно производит. И в этом смысле мы все идем с потоком.

Почему «против»? Потому что фактически нам следует грести в обратном направлении, надо останавливать мгновение, чтобы «выхватить» картинку, образ, изображение - и затем уже работать с ним. Получается такое сопротивление.

- Мы существуем в эпоху visual glostery, то есть визуального засилия . Медиа производят триллионы образов еженедельно. Где человек может найти свое место свободы в этом потоке?

Виктория . Все это засилие «картинок» появляется на экране. И у нас всегда есть возможность «выключить» его, не смотреть. Просто отвлечься. Например, даже когда я просматриваю новости, читаю только тексты, не глядя на фотографии.

Михаэль . В принципе, когда мы работаем как фотографы, мы пытаемся снять реальность. И получается, что это самостоятельная картинка. И я как художник, работая с этими фотографиями, делаю уже следующий шаг - массу картинок, связанных с реальностью, я изменяю еще дальше.



КАК ПРАВИЛЬНО НАЗВАТЬ ЭПОХУ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ

- Вальтер Беньямин определял фотографию как своеобразн ую границу , такой концептуальный водораздел между эпохами до фотографии и с ее появлением. Сегодня, в эпоху «цифры», что, на ваш взгляд, является такой границей ?

Михаэль . Мне кажется, сегодня мы существуем во время, когда только расшаренные с другими изображения становятся ликвидными. С другой стороны, фотография всегда помогала взглянуть на мир под иным углом, и сегодня люди смотрят на изображения не так, как это было даже несколько десятилетий назад.

К примеру, в 70-е, когда ты смотрел на фотографию человека, выпрыгивающего из окна, ты был в шоке и говорил: «О боже, как они смогли это снять?» Сегодня это не будет чем-то оригинальным: «Ну, ок, милая репортерская работа. Я тоже могу так снять».

С появлением «фотошопа» мы воспринимаем реальность как уже созданную нами. Но, по правде говоря, сегодня мы не можем сказать наверняка, что это за эпоха, в которой мы живем, потому что всё технологически меняется слишком быстро. Мы живем «после фотографии».

Виктория. Все происходит прямо здесь и сейчас. После того как появились цифровые камеры, затем бум фотографии на смартфонах, это, естественно, изменило облик и границы даже профессиональной работы фотографа. Например, раньше мы могли делать автопортреты, и это совершенно не то же самое, что сегодня селфи на смартфоне. Вот почему так интересно исследовать новую эпоху, чем мы и занимаемся.


ТЕПЕРЬ ДАЖЕ СКРИНШОТЫ МОГУТ БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА

Михаэль . У меня есть огромный архив скриншотов, сделанных из видео. Когда вы смотрите видеоролик или новости, множество изображений просто мелькают и проходят мимо, но, когда вы останавливаете поток и делаете скриншот этого изображения, вы воспринимаете его уже совершенно по-другому.

Видеоинсталляция, которую можно посмотреть на выставке, - это моя недавняя работа, которая состоит из зацикленных изображений, взятых из видеоновостей о саммите большой двадцатки (G20), проходившем в этом году в Гамбурге. В то время, пока политики наслаждались классической музыкой в филармонии, на улицах Гамбурга проходили протесты и ожесточенные столкновения людей с полицией. Когда мы видим эти «остановленные» изображения, то воспринимаем их рельефнее.


ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКУ СКРИНЫ ИЗ GOOGLE MAPS

Виктория . Фотографии, представленные на выставке, я брала из Google Street View - это изображения, снятые спутником, обезличенной камерой. Вы видите, что на них нет лиц. И тем не менее эти изображения публичные.

Я стала собирать изображения и заметила, что на фотографиях Google Street View люди смотрят прямо в объектив камеры. Но это автоматическая машина, а не фотограф-человек, стоящий за камерой. И это новый способ получения фотографий в публичных местах и новая проблема приватности, личного пространства. Ведь это все еще реальные люди, которые живут в реальных местах….

- Реальность, в которой мы давно живем, но не всегда понимаем, что она собой представляет...

Михаэль . С одной, стороны, да - это новая интерпретация проблемы приватного и публичного. Но если мы вспомним, как вообще появлялась стрит-фотография, то ни о каких правах на приватность здесь речи не идет. Если бы мы всякий раз предъявляли права на «частное», то стрит-фотографии как отдельного направления просто не было бы.

Витокрия . Но одно дело, когда тебя фотографирует на улице реальный человек с камерой в руках, и совсем другое, когда обезличенная машина, механизм.

- Да, возникает такой эффект непреходящего паноптикума….

Михаэль . Главное то, что фотографии из Google Street View видимые, но есть миллионы фотоизображений, которые мы не видим, они для нас недоступны, и вот это более серьезная проблема.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!